Авторы
- Бережковская Елена Львовна
- Кравцов Лев Геннадьевич кандидат психологических наук
Аннотация
В статье проводится сравнение показателей социально-психологической адаптации, уровня субъективного контроля и сферы субъектности у студентов колледжа и вуза. Все студенты обучались по специальности «Адаптивная физическая культура».
Цель статьи заключается в выявлении, описании и осмыслении различий между учащимися первого и третьего курсов колледжа, а также студентами первого курса вуза в отношении их социально-психологической адаптированности, субъектности и уровня субъективного контроля. Установлено, что показатели уровня социально-психологической адаптации и субъектности у первокурсников колледжа значимо ниже, чем у третьекурсников и студентов вуза. Также установлено, что по показателям уровня субъективного контроля все студенты колледжа, и первого, и третьего курса, имеют достоверно более низкие показатели, чем студенты первого курса вуза после окончания школы. Делается вывод о различном характере адаптации у этих двух категорий молодых людей. Адаптация происходит в обоих случаях, но у студентов колледжа уровень субъективного контроля при этом не изменяется.
В статье приведены результаты эмпирического исследования, свидетельствующие о различном характере адаптации и выраженности субъективного контроля у студентов колледжа и вуза.
Полученные результаты могут выступить опорой для проектирования развивающей образовательной среды в рамках системы среднего профессионального
образования (СПО), нацеленной на повышение субъектности и интернальности учащихся колледжа.
Как ссылаться
Бережковская, Е. Л. & Кравцов, Л. Г. (2022). Социально-психологическая адаптация и уровень субъективного контроля у студентов, получающих среднее профессиональное и высшее образование , 2022, №1 (1),
Список литературы
1.
1. Александров Д. А., Тенишева К. А., Савельева С. С. Мобильность без рисков: образовательный путь «в университет через колледж» // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 66–91.
2.
2. Александрова Н. А. Семейные факторы профессионального самоопределения в подростковом возрасте // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2010. № 4. С. 140–145.
3.
3. Гребень Н. Ф. Психологические тесты для профессионалов. Минск: Современная школа, 2008. 496 с.
4.
4. Ермошин В. И. Подходы к профессиональному самоопределению студентов среднего профессионального образования. // Новые педагогические исследования. 2007. № 3. С. 70–73.
5.
5. Карабанова О. А. Детско-родительские отношения как фактор профессионального самоопределения личности в подростковом и юношеском возрасте // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2016. № 3. С. 54–62.
6.
6. Каширский Д. В. Методика диагностики субъектности М. В. Исакова: оценка конструктной валидности и надежности на выборке учащихся 8–11 классов // К. Д. Ушинский и национальное образование: материалы XXV Межрегиональных педагогических чтений. М.: МГПУ, 2021. С. 112–114.
7.
7. Кислых А. А. Динамика показателей субъектности студентов // Азимут научных исследований. 2018. № 3 (24), С. 313–316.
8.
8. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 256 с.
9.
9. Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Российское среднее профессиональное образование: востребованность и специфика выбора // Социологические исследования. № 3. 2018, С. 34–44.
10.
10. Мальцева В. А., Шабалин А. И. Необходной маневр, или Бум спроса на среднее профессиональное образование в России // Вопросы образования. 2021. № 2. С. 10–42.
11.
11. Мудрик А. В. Социализация человека: учебное пособие. М.: Академия, 2004. 304 с.
12.
12. Мыскин С. В., Макеева Г. А. Адаптационные аспекты социальной ситуации развития подростков в условиях обучения в организации среднего профессионального образования // Психолого-педагогические исследования. МГППУ. 2021. Т. 13. № 2. С. 89–104.
13.
13. Мясникова О. В. Субъектность в процессе обучения: монография. Барнаул, 2019. 97 с.
14.
14. Осницкий А. К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и школа. 2004. № 1. С. 43–56.
15.
15. Собкин В. С. Подросток: нормы, риски, девиации / В. С. Собкин, З. В. Абросимова, Д. В. Адамчук и др. // Труды по социологии образования. Т. Х. Вып. XVII. М.: Центр социологии образования РАО, 2005. 359 с.
16.
16. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Институт психотерапии, 2002. С. 193–197.
17.
17. Хавенсон Т. Е., Чиркина Т. А. Образовательный выбор учащихся после 9-го и 11-го классов: сравнение первичных и вторичных эффектов социально-экономического положения семьи // Журнал исследований социальной политики. 2019. Т. 17. № 4. С. 539–554.