Авторы
- Ерофеева Анна Германовнам
Аннотация
В статье предпринята попытка систематизировать и обобщить основополагающие идеи воспитания и обучения, предложенные К. Д. Ушинским. Автором проведен краткий исторический анализ основополагающих постулатов
ученого. Затронут вопрос духовно-нравственного воспитания, а также системы развивающего обучения. Отмечается значение неразрывности обучения и воспитания в качестве основы всестороннего развития ребенка. Подчеркивается роль педагогической теории и практики в концепции К. Д. Ушинского. Обозначена актуальность
идей К. Д. Ушинского в современном образовании. Цель исследования — проведение историко-педагогического анализа педагогической системы К. Д. Ушинского для обоснования необходимости развития его идей в современной педагогической науке. Методы и методология исследования. В основу настоящего исследования положена методология историко-педагогического анализа, в соответствии с которой нами были использованы методы анализа ряда научных публикаций, монографий, пособий. В исследовании также применены хронологический, ретроспективный и сравнительный методы. Основные результаты исследования. В статье систематизированы и обобщены основополагающие идеи воспитания и обучения, предложенные К. Д. Ушинским. Научная новизна. Автор предлагает целостную систему рассмотрения основополагающих идей К. Д. Ушинского в контексте неразрывности воспитания и обучения, а также педагогической теории и практики.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы педагогами-практиками в конструировании содержания и технологий работы с обучающимися на основе идей К. Д. Ушинского на уровне школьного, среднего профессионального и высшего профессионального образования в процессе подготовки современных педагогических кадров
Как ссылаться
Ерофеева, А. Г. (2023). Целостная педагогическая система К. Д. Ушинского: историко-педагогический анализ , 2023, №1 (5), 50. https://doi.org/10.25688/2782-6597.2023.5.5
Список литературы
1.
1. Беленчук Л. Н. Актуальные проблемы нравственного воспитания в педагогике К. Д. Ушинского (к 190-летию со дня рождения) // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2014. № 2 (33). С. 111–118.
2.
2. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 696 с.
3.
3. Гвоздецкий М. Ю. Развитие идеи К. Д. Ушинского о народности воспитания в отечественной педагогике // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 1. С. 23–27.
4.
4. Горячева И. А. Учебные книги К. Д. Ушинского как образец педагогической классики. 3-е изд., испр. и доп. Екатеринбург: Артефакт, 2020. 304 с.
5.
5. Днепров Э. Д. Ушинский и современность. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. 232 с.
6.
6. Ерофеева А. Г. Генезис и становление идей наставничества в отечественной и зарубежной педагогике // Педагогика и психология современного образования: теория и практика: материалы науч.-практ. конф. «Чтения Ушинского». Ч. 1. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2022. С. 51–57.
7.
7. Овчинникова Е. В. Реализация принципа народности в системе развивающего обучения К. Д. Ушинского // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2018. № 4. С. 136–142.
8.
8. Паладьев С. Л. Феномен педагогического наследия К. Д. Ушинского // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 1. С. 8–13.
9.
9. Песковский М. Л. Значение чествования К. Д. Ушинского, его заслуги и труды // Памяти К. Д. Ушинского. По случаю 25-летия со дня кончины К. Д. Ушинского. СПб.: Типография Высочайше утвер. Товарищества «Общественная Польза», 1896. С. 38–39.
10.
10. Смирнов А. Г., Палеев А. В. Эпоха «великих реформ» 60-х гг. XIX века в вопросах историографии // Власть. 2012. № 9. С. 175–178.
11.
11. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1974.
12.
12. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в воспитании // Собр. соч.: в 11 т. / К. Д. Ушинский. М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948–1950. Т. 2. 656 с.
13.
13. Чомаев Т. М. Взгляды К. Д. Ушинского на педагогическое творчество // Концепт. 2013. № 8. С. 51–55.