Авторы
- Харламова Светлана Григорьевна кандидат педагогических наук
Аннотация
В статье поднимается актуальная тема инклюзивного (вне организаций, ориентированных на труд инвалидов) трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — выпускников системы среднего профессионального образования. Выявляются факторы, затрудняющие ее, анализируется работа ресурсных учебно-методических центров в системе среднего профессионального образования (РУМЦ СПО) и базовых профессиональных организаций инклюзивного образования (БПОО) по созданию условий для трудоустройства данной категории граждан. Делается вывод, с одной стороны, о значительном вкладе таких организаций в решение проблемы трудоустройства данной категории граждан, с другой — о необходимости преодоления многочисленных социальных барьеров и негативных установок, которое возможно только в рамках поступательного общественного прогресса.
Цель статьи — обобщить опыт научных исследований проблемы трудоустройства и социальной адаптации инвалидов и лиц с ОВЗ в системе профессионального образования; выделить факторы, влияющие на данный процесс; рассмотреть в их контексте деятельность специализированных организаций РУМЦ и БПОО.
Методология и методы: анализ научно-педагогической литературы; анализ функционирования образовательных организаций, эмпирический анализ.
Основные результаты исследования. Определены основные факторы, влияющие на трудоустройство и социальную адаптацию инвалидов и граждан с ОВЗ в системе профессионального образования; рассмотрена и проанализирована деятельность специализированных организаций с учетом этих факторов.
Научная новизна: комплексно проанализирована деятельность РУМЦ СПО и БПОО с точки зрения организации трудоустройства и социальной адаптации инвалидов и граждан с ОВЗ, обучающихся в системе СПО. Практическая значимость: результаты научного исследования могут быть использованы при организации работы с данной категорией граждан в профессиональных образовательных организациях, специализированных организациях, на предприятиях-работодателях.
Как ссылаться
Харламова, С. Г. (2024). Практика работы специализированных организаций по трудоустройству выпускников среднего профессионального образования с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья , № 1 (9), 58. https://doi.org/10.25688/2782-6597.2024.9.1.5
Список литературы
1.
1. Приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья до 2030 года (утв. Минпросвещения России 30.12.2022) [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации: [сайт]. URL: https://legalacts.ru/doc/prioritetnyenapravlenija-razvitija-obrazovanija-obuchaiushchikhsja-s-invalidnostiu-s-ogranichennymi/ (дата обращения: 11.10.2023).
2.
2. Межведомственный комплексный план мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и профориентации занятости указанных лиц (утв. Правительством РФ 10.04.2023 № 3838п-П8) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_449388/ (дата обращения: 11.10.2023).
3.
3. Положение инвалидов [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (дата обращения: 12.10.2023).
4.
4. Положение о создании и деятельности ресурсного учебно-методического центра в системе среднего профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ СПО) (утв. Министерством просвещения РФ 30 августа 2021 г.). [Электронный ресурс]. URL: https://vgpgk.ru/wp-content/uploads/2022/04/rumc.pdf (дата обращения: 11.10.2023).
5.
5. Положение о создании и деятельности базовых профессиональных образовательных организаций в системе среднего профессионального образования (БПОО) (утв. Министерством просвещения РФ 30 августа 2021 г.). [Электронный ресурс] // Гарант. URL: https://base.garant.ru/405019261/ (дата обращения: 11.10.2023).
6.
6. Белькова Н. М. Занятость инвалидов как социально-экономическая категория // Экономика и эффективность организации производства. 2010. № 13. С. 131–134.
7.
7. Бобкова О. В., Еремина А. В. Модель профориентационной работы с учащимися старших классов, имеющими ограниченные возможности здоровья и инвалидность // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 5. С. 89–93.
8.
8. Гудожникова О. Б. Социально-профессиональная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного среднего профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Томск: [б. и.], 2016. 162 с.
9.
9. Гурина М. А., Шурупова А. С. К вопросу о повышении уровня занятости лиц с инвалидностью в России // Экономика труда. 2019. Т. 6. № 1. С. 465–482.
10.
10. Кураева Л. Н., Мирзабалаева Ф. И., Антонова Г. В. Актуальные индикаторы профессионально-квалификационных диспропорций на рынке труда инвалидов // Экономика труда. 2022. Т. 9. № 12. С. 1997–2014.
11.
11. Моцарь А. А. Обеспечение занятости инвалидов // Молодой ученый. 2016. № 6–6 (110). С. 83–86.
12.
12. Мыскин С. В., Харламова С. Г. Специфика организации профориентации и профессиональной адаптации лиц с выраженными психофизическими нарушениями в условиях образовательной организации // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017. Т. 6. № 3А. С. 15–26.
13.
13. Причины низкой занятости инвалидов на рынке труда в оценках инвалидов и специалистов / Е. М. Старобина [и др.] // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. 2015. № 2. С. 40–47.
14.
14. Хилько А. А., Филимонюк Л. А. Современные проблемы профессионального обучения молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С. 81–83.