Главная Выпуски № 4 (12)

Проектирование содержания дисциплин среднего профессионального образования с учетом профессиональной направленности на примере дисциплины «Основы предпринимательской деятельности»

Обновление содержания СПО , УДК: 377.3.016:338.45 DOI: 10.24412/2782-6597-2024-412-25-35

Авторы

  • Силкин Роман Сергеевич кандидат педагогических наук

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме профессиональной направленности дисциплин общепрофессионального цикла (ОПЦ) образовательных программ среднего профессионального образования (СПО). На основании изучения содержания программ колледжей Москвы и их учебно-методического обеспечения делается вывод о том, что до настоящего времени отсутствует единый подход к обеспечению профессиональной ориентированности этих дисциплин, в первую очередь социальной, гуманитарной, экономической направленности. Для решения данной проблемы на примере дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» разработана теоретическая модель, позволяющая формировать профессионально направленное содержание в зависимости от конкретной основной профессиональной образовательной программы. Методология и методы: анализ научно-педагогической литературы, нормативных документов; анализ функционирования образовательных организаций СПО. Основные результаты исследования: проведен анализ структуры и содержания в различных образовательных программах СПО, выявлены общие дефициты их профессиональной направленности, разработана теоретическая модель содержания дисциплины с учетом профессиональной направленности. Научная новизна: разработана теоретическая модель содержания дисциплины с учетом профессиональной направленности, которая может быть использована при проектировании структуры и содержания рабочих программ различных специальностей. Практическая значимость: результаты научной работы использованы при разработке учебно-методических комплектов основных профессиональных образовательных программ колледжей Москвы.

Как ссылаться

Силкин, Р. С. (2024). Проектирование содержания дисциплин среднего профессионального образования с учетом профессиональной направленности на примере дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» , № 4 (12), 25. https://doi.org/10.24412/2782-6597-2024-412-25-35
Список литературы
1. 1. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12.06.1984 № 251 «О дальнейшем развитии системы профессионально-технического образования и повышении ее роли в подготовке квалифицированных рабочих кадров» [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=0&nd=196003886&empire=1&ysclid=m3495wsaud166203548 (дата обращения: 01.10.2024).
2. 2. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 30.04.2021 № Р-98 «Об утверждении Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования» [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-minprosveshchenija-rossii-ot-30042021- n-r-98-ob-utverzhdenii/ (дата обращения: 01.10.2024).
3. 3. Батышев С. Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации. М.: Педагогика, 1979. 224 с.
4. 4. Башмаков Н. А. Математика. Книга для преподавателей: метод. пособие для НПО, СПО. М.: Академия, 2013. 223 с.
5. 5. Валахов Е. Б., Годолевская Е. В. Обеспечение профессиональной направленности дисциплин общеобразовательного цикла в образовательных программах профессиональных образовательных организаций: опыт Челябинской области // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 3 (43). С. 36–43.
6. 6. Денисюк И. А. Профессиональная направленность уроков иностранного языка (английского) в среднем профессиональном образовании // Журнал педагогических исследований. 2023. Т. 8. № 3. С. 63–68.
7. 7. Карабанова Л. В., Шунайлова Е. А. Профессиональная направленность преподавания естественных дисциплин «Химия и Физика» в среднем профессиональном образовании (из опыта работы преподавателей) // Академия педагогических идей «Новация». 2022. № 5. С. 10–14.
8. 8. Махмутов М. И. О совершенствовании общего образования в средних профтехучилищах (проблемы процесса обучения) // Совершенствование общего образования в средних профтехучилищах: сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ общ. педагогики; под ред. М. И. Махмутова. М.: НИИОП, 1982. С. 5–22.
9. 9. Рогова Д. Б., Кучерявенко С. В. Профессиональная направленность при реализации общеобразовательного цикла как инструмент активизации познавательной деятельности обучающихся первого курса в системе СПО // Концепт. 2017. Т. 30. С. 1–5.
10. 10. Сапожникова О. Б. Использование педагогического моделирования для формирования универсальных компетенций студентов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2023. № 2 (89). С. 17–21.
11. 11. Силкин Р. С. Воспитание в организациях среднего профессионального образования — от личностных результатов к концепции профессионального воспитания // Вестник МГПУ. Серия: Современный колледж. 2024. № 2 (10). С. 55–70.
12. 12. Юсупова О. В. Обеспечение профессиональной направленности дисциплины «Информатика» для студентов направления 45.03.02 Лингвистика // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всерос. науч.-метод. конф. Оренбург: Оренбургск. гос. ун-т, 2024. С. 1714–1719.
Скачать файл .pdf 261.13 кб