Главная Выпуски № 1 (13)

Народная игрушка как модель мироустройства: философский, культурологический и педагогический аспекты (на примере гороховецкой игрушки-каталки)

СПО: история и современность , УДК: 745.03 + 738 DOI: 10.24412/2782-6597-2025-113-43-62

Авторы

  • Медкова Елена Стояновна кандидат педагогических наук

Аннотация

В соответствии с запросами времени, заявленными в Указе Президента Российской Федерации от 08.05.2024 № 314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения», в статье дан пример развернутого содержательного анализа символики произведений народных мастеров одного из интереснейших, но малоизученных промыслов России — гороховецкого промысла. Цель исследования: на примере символико-семантического содержания гороховецкой игрушки-каталки типа повозки/саней показать связь традиционных промыслов с представлениями о базовой национальной модели мироустройства, основанной на глубинных мифологических пластах национальной ментальности. Методология и методы: в статье использованы структурно-семантические методы привлечения широкого круга родственных образов и сюжетов индоевропейского и азиатского ареала культур эпохи неолита и бронзового века, а также образности наиболее архаических отечественных промыслов Каргополя и Мезени. На общетеоретическом уровне автор придерживается парадигмы содержательного анализа народного традиционного искусства (Б. А. Рыбаков, В. М. Василенко). Для структурно-семантического анализа были привлечены работы по мифологии, искусству неолита и бронзы (В. А. Семенов, Э. А. Новгородова), каталоги музеев Сергиева Посада и труды Государственного Русского музея (И. Я. Богуславская). Основные результаты исследования: выявлена мифологическая подоснова синкретической формы гороховецкой игрушки-каталки типа повозки/саней и их связь с мифами о творении, формировании космического порядка, связи всех уровней мироздания, круговороте времени. Выявлена космогоническая символика саней как универсального средства единения всех этажей славянского мифологического космоса и сакрального символа неподвижного движения. Зафиксирована вспомогательная роль солнечной колесницы как знака реального движения в профанном мире (мире иллюзий). Определена образность основных персонажей игрушки, их связь с грозовым мифом и образами Перуна и Велеса. Выявлен преобладающий в семантике игрушки сюжетный момент победы бога грозы Перуна над своим протагонистом Велесом и освобождения женского персонажа, связанного с плодородием. Дан перечень позиций и атрибутов, которые позволяют определить семантику композиции игрушки-каталки в целом и каждого персонажа в частности. Среди значимых оппозиций приведены такие, как «верхний мир / свет / небесный огонь /дневной и летний топос / солнечная колесница» — для Перуна; «нижний мир / тьма / ночной и зимний топос / сани» — для Велеса. Научная новизна работы: обоснован вывод о мифологических основах образности гороховецкой игрушки-каталки типа повозки/саней и ее связи с мироустроительным, пространственно-временным годичным мифом наших предков и его частного проявления в виде грозового, змееборческого мифа. Практическая значимость исследования: выявленные в статье содержательные и символические аспекты гороховецкой игрушки могут быть применены в педагогической практике изучения истории народного искусства и традиционных промыслов. Продемонстрированные в аналитике статьи структурно-семантические подходы могут послужить рабочей схемой для учащихся образовательных учреждений среднего и высшего уровня при проведении учебных исследовательских работ. Мироустроительная символика народной игрушки может послужить примером разработки пластических формул современной игрушки, отражающих актуальные модели представлений о мире.

Как ссылаться

Медкова, Е. С. (2025). Народная игрушка как модель мироустройства: философский, культурологический и педагогический аспекты (на примере гороховецкой игрушки-каталки) , № 1 (13), 43. https://doi.org/10.24412/2782-6597-2025-113-43-62
Список литературы
1. 1. Андреев Н. И., Скворцов А. И. Гороховец: историко-краеведческий очерк. Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во, 1988. 112 с.
2. 2. Анучин Д. Н. Сани, ладья и кони как принадлежности похоронного обряда: археолого-этнографический этюд. М.: Типография и словолитня О. О. Гербек, 1890. 146 с.
3. 3. Богуславская И. Я. Гороховецкая игрушка // Народное искусство: материалы и исследования: сборник статей. Вып. 4: к 75-летию отдела народного искусства в Русском музее / сост. и науч. ред. И. Богуславская. СПб.: Palace Editions, 2016. С. 126–137.
4. 4. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление: I век до нашей эры – XIII век нашей эры. М.: Искусство, 1977. 464 с.
5. 5. Горожанина С. В., Демкина В. А., Соколова Г. В. Сказки русского севера. Народное искусство Каргополья в собрании Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника. Каталог. М.: Северный паломник, 2023. 372 с.
6. 6. Жарникова С. В. Сборник статей. Вып. 3. Вологда: Издательские решения, 2017. 279 с.
7. 7. Круглова О. В. Русская народная резьба и роспись по дереву. Из собрания Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. М.: Изобра зительное искусство, 1983. 239 с.
8. 8. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. Т. 1. М.: Советская энциклопедия, 1980. 672 с.
9. 9. Москвин А. Ю., Карабельников Д. В. Народная игровая кукла Нижегородской губернии и Верхнего Поволжья середины XIX – начала XX века: опыт интерпретации//Нижегородский краеведческий сб. Т. 1.Нижний Новгород: Нижегородский гос. пед. ун-т, 2005. С. 224–239.
10. 10. Новгородова Э. А. Мир петроглифов Монголии. М.: Наука, 1984. 168 с.
11. 11. Русская игрушка: альбом-путеводитель по коллекции Художественного педагогического музея игрушки / сост. С. В. Митурич. М.: Три квадрата, 2016. 224 с.
12. 12. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1994. 608 с.
13. 13. Семенов В. А. Первобытное искусство: Каменный век. Бронзовый век. СПб.: Азбука-классика, 2008. 592 с.
14. 14. Семенова Т. С. Народное искусство и его проблемы (очерки). М.: Советский художник, 1977. 246 с.
15. 15. Скворцов А. Гороховецкая игрушка // Декоративное искусство СССР. 1974. № 8. С. 50–51.
16. 16. Славянская мифология. Энциклопедический словарь / редкол.: С. М. Толстая (отв. ред.) и др. М.: Международные отношения, 2022. 512 с.
17. 17. Теребихин Н. М. Метафизика Севера: монография. Архангельск: Поморский университет, 2004. 272 с.
18. 18. Топоров В. Н. Мировое древо. Универсальные знаковые комплексы. Т. 1–2. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010.
19. 19. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер. Т. 1. М.: Прогресс, 1986. 573 с.