Авторы
- Кравцов Олег Геннадиевич кандидат психологических наук, доцент
Аннотация
В статье представлены результаты исследования, проведенного в рамках инициативного проекта Московского городского педагогического университета и направленного на выявление различий в представлениях о сотрудничестве между родителями (законными представителями) обучающихся и педагогами образовательной организации. Автор рассматривает типичную для старшей школы ситуацию, когда возникают проблемы с поведением обучающихся, для решения которых необходимы совместные усилия педагогов и родителей обучающегося. Но выстроить такое сотрудничество не всегда получается из-за множества причин. Одну из них автор видит в различном понимании сторонами подобного взаимодействия. Он выделяет пять аспектов представлений педагогов и родителей о таком сотрудничестве, по одним из которых их мнения совпадают, а по другим — кардинально расходятся. По мнению автора, эти расхождения лежат в основе трудностей, возникающих при выстраивании такого сотрудничества между образовательной организацией и родителями
обучающихся. Цель статьи заключается в раскрытии ключевых противоречий, возникающих при выстраивании взаимодействия образовательных организаций с родителями (законными представителями) обучающихся старших классов, характеризующихся проблемами в поведении. Работа выполнена в методологии возрастной и педагогической психологии. Использованы принципы научного осмысления, заложенные в культурно-историческом подходе. В эмпирической части исследования проведены анкетирования и статистическая обработка результатов исследования. В статье отражены результаты исследования психологической проблемы, с которой сталкивается современная старшая школа. Автор предлагает собственный подход к пониманию и определению существующих трудностей. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы для внесения корректировок в стратегию образовательных организаций по выстраиванию взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся. Кроме того, полученные данные могут быть важны для определения траектории профессиональной подготовки педагогов к такому взаимодействию.
Как ссылаться
Кравцов, О. Г. (2022). Исследование различий в представлениях о сотрудничестве по вопросам проблем в поведении обучающихся у родителей (законных представителей) и педагогов образовательных организаций , 2022, №3 (3), 59. https://doi.org/10.25688/2782-6597.2022.3.3.6
Список литературы
1.
1. Артемова В. Б. Психологические особенности учащихся, систематически нарушающих учебную дисциплину: выпускная квалификационная работа / Институт психологии им. Л. С. Выготского, РГГУ. Москва, 2016. 82 с.
2.
2. Балашова В. А. Адаптационные механизмы в деловом общении // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2017. № 2 (46). С. 80–88.
3.
3. Балашова В. А. Развитие социального интеллекта в контексте профессиональной квалификации на примере педагогов // Наука и школа. 2016. № 4. С. 180–183.
4.
4. Бернадинер М. И. Система мониторинга эффективности воспитания и социализации обучающихся в образовательных организациях города Москвы, реализующих интегрированные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС и Международного бакалавриата: метод. пособие / М. И. Бернадинер, Н. А. Воробьева, И. З. Газарян и др.. М.: Белый ветер, 2022. 44 с. (Методическая библиотека школ
Международного бакалавриата города Москвы).
5.
5. Воробьева Н. А., Обоева С. В. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. Ж. В. Плохова. М.: Академия, 2022. 208 с.
6.
6. Кравцов О. Г. Проблема творчества в контексте изучения девиантного поведения // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11. № 1. C. 85–92.
7.
7. Кравцов О. Г. Психологические проблемы соблюдения школьниками учебной дисциплины в процессе социализации // Социальная педагогика в России. 2017. № 6. С. 26–33.
8.
8. Кравцова Е. Е. Развитие идей Л. С. Выготского в современной образовательной практике // Вестник РГГУ. Сер.: Психология и педагогика образования. 2015. № 14. С. 9–15.
9.
9. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. 4-е изд., стер. М.: Академия, 1999. 456 с.
10.
10. Приказ Минобрнауки России от 16.06.2014 № 658 (ред. от 14.02.2018) «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования» [Электронный ресурс] // Legalacts.ru: законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossiiot-16062014-n-658/ (дата обращения: 17.04.2022).
11.
11. Соболева М. О. Психологические условия изменения отношения к учению у подростков: дис. … канд. психол. наук: 19.00.01. М., 2013. 235 с.
12.
12. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избр. труды / Московский психолого-социальный ин-т. М.: Флинта, 1999. 670 с.7. Кравцов О. Г. Психологические проблемы соблюдения школьниками учебной дисциплины в процессе социализации // Социальная педагогика в России. 2017. № 6. С. 26–33.