Главная Выпуски 2023, №2 (6)

Инновационность и архетипические корни отечественной культуры как залог успешности обучения традиционным художественным промыслам: проблемы преподавания в СПО по специальности 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

Обновление содержания СПО , УДК: 377 DOI: 10.25688/2782-6597.2023.6.2.2

Авторы

  • Медкова Елена Стояновна кандидат педагогических наук

Аннотация

В статье рассматривается актуальная проблема соотношения инновационности и традиционности в обучении студентов колледжей по специальности 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Автор подчеркивает необходимость обновления теоретических основ подготовки будущих специалистов-художников в области разных видов традиционных художественных промыслов на базе фундаментальных методологий искусствоведения. Конкретизация проблемы интерполирована на опыт длительной истории соотношения народных основ и влияния актуальных стилистических направлений в формировании жостовского промысла. Цель статьи заключается в актуализации поиска посредством искусствоведческого комплексного анализа новых подходов к решению одной из наиболее сложных задач в области подготовки специалистов традиционных художественных промыслов — сочетания верности традиционным канонам народного искусства и их обновления в свете новых исторических реалий. Методология и методы. Выстраивание аналитического аппарата нашего исследования опирается на целостный подход, включающий в себя использование искусствоведческих методов структурно-семантического, сравнительно-исторического, иконографического и художественно-стилистического анализа. Метод структурно-семантического анализа направлен на выявление базовых структур в образности традиционных художественных промыслов на уровне архетипов. Сравнительно-исторический метод помогает понять общие и особенные черты в истории развития промыслов, сравнить произошедшие в них изменения. Иконографический анализ необходим для определения и идентификации типичных сюжетов, пластических и композиционных формул, их интерпретации в динамике развития. Художественно-стилистический метод позволяет определить систему выразительных средств конкретного стиля, во взаимодействие с которым вступают мастера промысла. Основные результаты. Выявлено, что залогом успешности синтеза традиции и инноваций в практике традиционных художественных промыслов является совпадение архетипической образности национальной художественной традиции и контекстуальных исторических стилевых моделей. В качестве общей архетипической базы выделен прообраз богини-матери (в отечественном варианте — матери сырой земли). Обоснована содержательная и стилистическая связь образности жостовских подносов с такими стилистическими направлениями, как барочный голландский натюрморт, рококо, классицизм, русский сезаннизм. Научная новизна. В исследовании перенесены акценты с простой оппозиции «традиция – инновация» на выявление показателей успешности, как в исходной традиции, так и в условиях контакта с инновационными тенденциями; подтверждена гипотеза о роли базового для русской культурной традиции архетипа матери сырой земли в процессе периодического обновления традиционных промыслов; открыто положение о благотворном для обновления и развития традиционных промыслов эффекте резонанса, который достигается при пересечении традиционной образности архетипа матери сырой земли с глубинными структурами женского архетипа в стилевых моделях, оказывающих влияние инновационного характера; установлены связи жостовского письма с феминностью рококо, образностью восприятия Рая в классицизме, вещностью голландского натюрморта и русского извода сезаннизма в творчестве П. П. Кончаловского. Практическая значимость. В статье предложена рабочая схема анализа выявления архетипических черт в оппозиции «народная традиция – инновационность стилеобразования», которая включает в себя такие факторы, как понимание материи, ее массы и вещности, формы, соотношения формы и декора, отбора образов. Представленный материал может быть полезен при подготовке художников и дизайнеров для работы в области традиционных промыслов на уровне среднего профессионального образования. Описанный в статье исторический опыт мастеров Жостова может быть использован современными мастерами при определении степени внесения инноваций в традиции промыслов.

Как ссылаться

Медкова, Е. С. (2023). Инновационность и архетипические корни отечественной культуры как залог успешности обучения традиционным художественным промыслам: проблемы преподавания в СПО по специальности 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» , 2023, №2 (6), 18. https://doi.org/10.25688/2782-6597.2023.6.2.2
Список литературы
1. 1. Алленов М. М. Русское искусство XVIII – начала XX века. М.: Трилистник, 2000. 314 с.
2. 2. Астраханцева Т. Л. Искусство гжельской майолики второй половины XX века: проблема традиции и современности: дис. … канд. искусствоведения: 17.00.05. М.: [б. и.], 1999. 234 с.
3. 3. Белов М. С. Народные художественные промыслы в современном культурном пространстве Ивановской области: дис. … канд. культурологии: 24.00.01. Шуя: [б. и.], 2012. 172 с.
4. 4. Виппер Б. Р. Проблема и развитие натюрморта. СПб.: Азбука-классика, 2005. 384 с.
5. 5. Гачев Г. Д. Русский эрос («роман» Мысли с Жизнью). М.: Эксмо; Алгоритм, 2004. 640 с.
6. 6. Герчук Ю. Я. Живые вещи. М.: Сов. художник, 1977. 144 с.
7. 7. Говорова М. Е., Смирнова М. А. Проблема сохранения и возрождения традиционных народных ремесел и промыслов в наши дни // Пространство диалогов: декоративно-прикладное искусство и дизайн: коллектив. монография. Уфа: Аэтерна, 2018. С. 48–61.
8. 8. Даниэль С. М. Рококо: от Ватто до Фрагонара. СПб.: Азбука-классика, 2007. 336 с.
9. 9. Коромыслов Б. И. Жостовская роспись. М.: Изобразительное искусство, 1977. 88 с.
10. 10. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство, 2004. 704 с.
11. 11. Медкова Е. С. Роль традиционной культуры как носителя национальной пространственно-временной модели мировидения в освоении отечественной культуры учащимися разных возрастных категорий // Педагогический потенциал традиционной культуры в формировании духовно-нравственных качеств личности: монография / науч. ред. И. Э. Кашекова. М.: ФБГНУ «ИХО иК РАО», 2018. С. 236–238.
12. 12. Михайлова Н. Г. Народная культура // Культурология. XX век: энциклопедия. Т. 1. СПб.: Университетская книга; Алетейя, 1998. 447 с.
13. 13. Мусина Р. Р. Искусство Гжели. М.: Знание, 1985. 48 с.
14. 14. Оршанский Л. Г. Художественная и кустарная промышленность СССР: 1917–1927. Л.: Академия художеств, 1927. 84 с.
15. 15. Салтыков А. Б. Самое близкое искусство. М.: Просвещение, 1969. 296 с.
16. 16. Топоров В. Н. К реконструкции балто-славянского мифологического образа Земли-Матери *ZemŠa& *Mātē (*Mati) // Балто-славянские исследования 1998–1990. ХIV: сб. науч. тр. М.: Индрик, 2000. С. 239–371.
17. 17. Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов. М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2005. 400 с.