Главная Выпуски 2023, №4 (8)

Формирование лояльности обучающихся профессиональных образовательных организаций как педагогическая проблема

СПО: история и современность , УДК: 372.882 DOI: 10.25688/2782-6597.2023.8.4.7

Авторы

  • Силкин Роман Сергеевич кандидат педагогических наук

Аннотация

В статье поднимается вопрос лояльности обучающихся в профессиональных образовательных организациях, делается вывод о том, что современные исследования, как отечественных, так и зарубежных авторов, рассматривают лояльность студентов на примере высшего образования с точки зрения потребительского выбора, тогда как проблема лояльности обучающихся среднего профессионального образования практически не ставится. На основе эмпирических и междисциплинарных исследований: уточняется содержание понятия «лояльность обучающихся профессиональных образовательных организаций»; выделяется лояльность к организации и лояльность к профессии/специальности; представляется ряд результатов проведенного эмпирического исследования. Цель статьи. Уточнить содержание понятия «лояльность обучающихся профессиональных образовательных организаций»; представить результаты проведенного эмпирического исследования, подтверждающего возможность оценки лояльности и наличия факторов, влияющих на нее. Методология и методы: анализ научно-педагогической литературы; анализ функционирования образовательных организаций, эмпирический анализ. Основные результаты исследования. Уточнено содержание понятия «лояльность обучающихся профессиональных образовательных организаций», выявлены ее понятийные и сущностные отличия от лояльности обучающихся (студентов) организаций высшего образования, выделены лояльность к образовательной организации и профессии/специальности, разработана и апробирована методика оценки лояльности. Научная новизна. Лояльность обучающихся анализируется вне рамок традиционного маркетингового подхода (потребительские предпочтения), в универсальных междисциплинарных категориях (преданность, приверженность), с использованием терминов и определений социальной психологии, в качестве рабочего дается определение содержания понятия «лояльность обучающихся среднего профессионального образования», выделяется лояльность к образовательной организации и профессии/специальности. Практическая значимость. Результаты научной работы позволят формировать базовый инструментарий для оценки лояльности обучающихся профессиональных образовательных организаций, планировать и осуществлять учебно-воспитательную работу с учетом фактора лояльности.

Как ссылаться

Силкин, Р. С. (2023). Формирование лояльности обучающихся профессиональных образовательных организаций как педагогическая проблема , 2023, №4 (8), 81. https://doi.org/10.25688/2782-6597.2023.8.4.7
Список литературы
1. 1. Громова Н. В. Лояльность персонала как фактор обеспечения конкурентоспособности российских компаний // Современная конкуренция. 2020. Т. 14. № 2 (78). С. 60–72. DOI: 10.37791/1993-7598-2020-14-2-60-72
2. 2. Доминяк В. И. Организационная лояльность: модель реализации ожиданий работника от своей организации. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05. СПб.: [б. и.], 2006. 280 с.
3. 3. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга качества подготовки кадров. Мониторинг 2022 [Электронный ресурс] // МИРЭА. URL: https://monitoring.miccedu.ru/?m=spo&ysclid=lnbq05tdut951155299 (дата обращения: 09.01.2023).
4. 4. Лисецкий К. С., Пилипец И. С., Самыкина Н. Ю. Психологическое содержание лояльности студентов вузу // Образование в современном мире: профессиональная подготовка кадрового потенциала с учетом передовых технологий: сб. науч. тр. Всерос. науч.-метод. конф. с междунар. участием, Самара, 14 декабря 2018 г. Сызрань: Ваш Взгляд, 2018. С. 184–191.
5. 5. Маликова Е. В. Методические аспекты оценки лояльности студентов вуза // Теоретические и методологические проблемы современной педагогики и психологии: сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф., Магнитогорск, 04 декабря 2017 г.: в 3 ч. Ч. 2. Магнитогорск: Агентство международных исследований, 2017. С. 94–98.
6. 6. Мельникова О. В., Гущина С. С. Оценка лояльности студентов вуза: методический аспект [Электронный ресурс] // Концепт. 2015. T. 13. С. 4471–4475. URL: http://e-koncept.ru/2015/85895.htm (дата обращения: 25.10.2023).
7. 7. Методика оценки лояльности студентов / В. Д. Секерин [и др.] // Известия МГТУ МАМИ. 2014. Т. 5. № 4 (22). С. 54–58.
8. 8. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений // Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1997. 938 с.
9. 9. Силкин Р. С. Подготовка кадров в системе взаимодействия образовательного учреждения и работодателя // Политика и право: проблемы интеграции и пути решения: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: НГИ, 2010. С. 148–157.
10. 10. Álvarez-García, J., Río-Rama, MdlC., Oliveira, C., & Durán-Sánchez, A. (2021). Structure of Relationships Between the University Organizational Image and Student Loyalty. Front. Psychol. 12:727961. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.727961
11. 11. Daud, Y., Mohd Amin, M., & Abdul Karim, J. (2020). Antecedents of Student Loyalty in Open and Distance Learning Institutions: An Empirical Analysis. International Review of Research in Open and Distributed Learning, 21(3), 18–40. https://doi.org/10.19173/irrodl.v21i3.4590
12. 12. Todea Steluta, Davidescu Adriana AnaMaria, Pop Nicolae Al., Stamule Tanase. (2022). Determinants of Student Loyalty in Higher Education: A Structural Equation Approach for the Bucharest University of Economic Studies, Romania. Int. J. Environ. Res. Public Health, 19, 5527. https://doi.org/10.3390/ijerph19095527
Скачать файл .pdf 361.22 кб