Главная Выпуски № 2 (10)

«Сократическая машина»: использование искусственного интеллекта для развития критического мышления у обучающихся среднего профессионального образования

Психологическое сопровождение обучающихся , УДК: 37.015.3:159.955 DOI: 10.25688/2782-6597.2024.10.2.4

Авторы

  • Павлюц Константин Николаевич кандидат философских наук

Аннотация

В статье рассматривается важность критического мышления в современном среднем профессиональном образовании как универсальной компетенции в части понимания и анализа идей и аргументов, оценивания идей и аргументов, а также решения проблем и принятия решений. Цель статьи: анализ влияния ускоренной автоматизации и развития генеративного искусственного интеллекта на содержание и технологии системы среднего профессионального образования и обобщение опыта развития критически мыслящих специалистов среднего звена. Основные результаты исследования. Показано, что одним из ключевых методов формирования критического мышления является сократический метод. Описан авторский подход к обучению основам сократического диалога в форме взаимодействия с искусственным интеллектом, разработанный в Московском техникуме креативных индустрий им. Л. Б. Красина. Научная новизна исследования. Проведен ряд обобщений: сократический подход к обучению предполагает, что педагог задает ряд провокационных вопросов, направленных на выявление ошибок или противоречий в мыслях студентов; в ходе этого процесса они не только развивают логическое мышление, но и достигают глубокого понимания изучаемого материала; при этом применение сократического метода в больших классах или группах часто затруднено. Практическая значимость. В контексте использования искусственного интеллекта в системе среднего профессионального образования в статье приводятся возможности применения больших языковых моделей генеративного искусственного интеллекта для обучения сократическому методу.

Как ссылаться

Павлюц, К. Н. (2024). «Сократическая машина»: использование искусственного интеллекта для развития критического мышления у обучающихся среднего профессионального образования , № 2 (10), 47. https://doi.org/10.25688/2782-6597.2024.10.2.4
Список литературы
1. 1. Aithal, V., & Silver, J. (2023). Enhancing learners’ critical thinking skills with AI-Assisted technology. Cambridge Blog, 30 Mar. 2023. Retrieved from www.cambridge.org/elt/blog/2023/03/30/enhancing-learners-critical-thinking-skills-with-ai-assisted-technology/ (In English).
2. 2. Garcia, S. (2023). Critical thinking in the Age of generative AI. Future for Work, 17 Apr. 2023. Retrieved from www.futureforwork.com/en/critical-thinking-in-the-age-of-generative-ai/?cn-reloaded=1 (In English).
3. 3. Artificial Intelligence and human thinking. (2018). World.edu, 14 May 2018. Retrieved from world.edu/artificial-intelligence-and-human-thinking/ (In English).
4. 4. Floridi, L., & Nobre, A. C. (2024). Anthropomorphising machines and computerising minds: the crosswiring of languages between Artificial Intelligence and Brain & Cognitive Sciences. SSRN, 25 Feb. 2024. Retrieved from papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=4738331 (In English).
5. 5. Lynch, M. (2020). In the age of ai, learners need critical thinking skills. The Tech Edvocate, 24 Feb. 2020. Retrieved from https://www.thetechedvocate.org/in-the-age-of-ailearners-need-critical-thinking-skills/ (In English).
6. 6. Luckin, R. (2023). Yes, AI сould profoundly disrupt education. But maybe that’s not a bad thing. The Guardian, 14 Jul. 2023. Retrieved from www.theguardian.com/commentisfree/2023/jul/14/ai-artificial-intelligence-disrupt-education-creativity-critical-thinking (In English).
7. 7. Smith, G. (2022). What does AI in education mean for critical thinking skills? Mind Matters, 31 Oct. 2022. Retrieved from mindmatters.ai/2022/10/what-does-ai-in-educationmean-for-critical-thinking-skills/ (In English).
8. 8. Cotterell, A. (2023). AI-Enhanced Assessment. AI in Education Blog, 21 Aug. 2023. Retrieved from adriancotterell.com/2023/08/21/ai-enhanced-assessment/ (In English).
9. 9. Furze, L. (2022). Socrates against the machine: can looking back help us to think about the future of education. Blog, 13 Dec. 2022. Retrieved from leonfurze.com/2022/12/13/socrates-against-the-machine-can-looking-back-help-us-to-think-aboutthe-future-of-education/ (In English).
10. 10. Filkins, S. (no date). Socratic Seminars. Strategy Guide. Retrieved from readwritethink.org/professional-development/strategy-guides/socratic-seminars (In English).
11. 11. Socratic Seminar. (2020). Facing History and Ourselves, 12 May 2020. Retrieved from www.facinghistory.org/resource-library/socratic-seminar (In English).
Скачать файл .pdf 306.15 кб