Авторы
- Сапожникова Ольга Борисовна
- Чозгиян Ольга Петровна кандидат педагогических наук
Аннотация
В статье раскрывается актуальная проблема организации образовательного процесса в условиях поликультурной среды, рассматривается комплекс
необходимых условий для обучения русскому языку как неродному детей-инофонов и детей-билингвов в образовательной организации. Авторы подчеркивают необходимость обновления подходов к теоретической и практической подготовке будущих учителей на уровне среднего профессионального образования в контексте организации образовательного процесса, когда обучение и воспитание ведется на едином для всех русском языке, не являющемся для ряда детей родным. Цель статьи заключается в трансляции опыта подготовки будущих учителей начальных классов на уровне среднего профессионального образования путем разработки элективных учебных дисциплин и междисциплинарных курсов, курсов по выбору, включающих в себя тематические направления преподавания русского языка как неродного по программам начального общего образования. Методология и методы. Методологическую основу статьи составляют труды методы: ретроспективный анализ научно-педагогической литературы; системно-функциональный анализ педагогического опыта по организации процесса преподавания междисциплинарных курсов и курсов по выбору обучающихся; моделирование практической
профессиональной подготовки будущих учителей. Основные результаты исследования. Раскрыто смысловое содержание направления формирования профессиональной и личностной готовности будущих учителей в условиях теоретической и практической подготовки, включающее в том числе решение актуальной проблемы организации образовательного процесса для детей младшего школьного возраста, для которых русский язык не является родным.
Научная новизна. Конкретизирована сущность содержательной характеристики формирования общих и профессиональных компетенций будущих учителей в условиях контекста формирования личностной и профессиональной готовности к организации образовательного процесса для детей младшего школьного возраста в условиях поликультурной среды, формирования речевых навыков детей-инофонов и детей-билингвов. Практическая значимость. Представленный подход к проектированию междисциплинарных курсов, курсов по выбору для будущих учителей в ходе организации теоретической и практической подготовки на уровне среднего профессионального образования послужил основой для организации образовательного процесса, в том числе для целенаправленно организованного мониторинга сформированности готовности специалистов среднего звена к осуществлению профессиональной деятельности в условиях поликультурной среды для организации общения и взаимодействия, а также для достижения планируемых результатов для детей-инофонов и детей-билингвов.
Как ссылаться
Сапожникова, О. Б. & Чозгиян, О. П. (2022). Обучение детей младшего школьного возраста русскому языку как неродному: о проблеме формирования профессиональной готовности будущих учителей начальных классов к работе в современных реалиях образовательной практики , 2022, №4 (4), 6. https://doi.org/10.25688/2782-6597.2022.4.4.1
Список литературы
1.
1. Воробьева, О. Д. Миграционные процессы населения: вопросы теории и государственной миграционной политики // Проблемы правового регулирования миграционных процессов на территории Российской Федерации. Аналитический сборник Совета Федерации ФС России. 2003. № 9 (202). С. 9–22.
2.
2. Пилюгина, О. М., Яровая, Е. П. Обучение русскому языку в начальной школе как способ повышения образованности в поликультурной среде // Молодой ученый. 2018. № 44 (230). С. 280–283.
3.
3. Ревнивых, А. С. Педагогические условия достижения планируемых результатов организации внеурочной деятельности на современном этапе развития ступени начального общего образования // #ScienceJuice2020: сб. ст. и тезисов студ. открытой онлайн-конф. (Москва, 23–27 ноября 2020 г.). М.: Парадигма, 2021. С. 150–155.
4.
4. Самсонова, Т. В. Обучение русскому языку детей-инофонов как средство формирования и развития билингвальной и полилингвальной языковой личности // Профессиональное образование. Столица. 2019. № 12. С. 25–28.
5.
5. Чозгиян, О. П., Еремеева, Л. И. Практико-ориентированная образовательная среда как фактор формирования субъектной профессиональной позиции у специалистов педагогического профиля // Среднее профессиональное образование. 2019. № 11. С. 6–11.
6.
6. Чозгиян, О. П., Штильман, Н. В. Проектирование индивидуальной образовательной траектории будущих учителей при организации практики в системе среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2022. № 4 (320). С. 36–40.
7.
7. Шухардт, Г. Избранные статьи по языкознанию / пер. с нем. А. С. Бобовича; ред., предисл. и примеч. Р. А. Будагова. М.: Изд-во иностр. лит., 1950. 292 с.
8.
8. Юздова, Л. П., Лукиных, Н. В. Обучение инофонов и билингвов русскому языку в начальной школе // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2018. № 8. С. 169–180.