Авторы
- Удалова Александра Эдуардовна
Аннотация
В статье рассматриваются основные педагогические идеи великого русского педагога, основоположника отечественной педагогики Константина Дмитриевича Ушинского. Обосновывается актуальность педагогических идей классика в современном обществе. Особое внимание уделяется идее воспитания нравственности, которая является ядром в формировании патриотических чувств и качеств подрастающего поколения. Цель статьи заключается в трансляции опыта применения основных педагогических идей К. Д. Ушинского в современном обществе в ходе организации образовательного процесса на этапе теоретической и практической подготовки будущих учителей в системе среднего профессионального образования на основе учета выявленных характеристик идеи формирования патриотических чувств и качеств подрастающего поколения.
Методология и методы. Методологическую основу статьи составляют труды А. Я. Данилюка, П. А. Лебедева, А. А. Серова. Методы: ретроспективный анализ научно-педагогической литературы; системно-функциональный анализ педагогического опыта. Основные результаты исследования. Раскрыто смысловое содержание педагогических идей классика в современном обществе, особое внимание уделено идее воспитания нравственности, которая является ядром в формировании патриотических чувств и качеств будущих учителей начальных классов.
Научная новизна. Конкретизирована сущность идей педагогического наследия К. Д. Ушинского, обоснована актуальность их применения в образовательном процессе при подготовке будущих учителей на современном этапе. Практическая значимость. Представленный подход к применению идей исторического становления и развития педагогической науки и практики в ходе организации образовательного процесса в системе среднего профессионального образования послужил основой для организации образовательного процесса (освоения междисциплинарных курсов и практики), в том числе для целенаправленно организованного мониторинга сформированности готовности специалистов среднего звена к осуществлению профессиональной деятельности по профилю специальности
Как ссылаться
Удалова, А. Э. (2023). К вопросу об актуализации наследия К. Д. Ушинского в подготовке современного педагога , 2023, №1 (5), 58. https://doi.org/10.25688/2782-6597.2023.5.6
Список литературы
1.
1. Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX в. / АПН СССР; [Вступ. ст., с. 5–37, биогр. очерки, сост. и коммент. П. А. Лебедева]. М.: Педагогика, 1990. 603 с.
2.
2. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков; Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2009. 30 с.
3.
3. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории): сб. ст. / пер. с англ. А. С. Никифорова и А. М. Яковлева; под ред. Б. С. Никифорова; вступ. ст. В. Н. Кудрявцева и Б. С. Никифорова [с. 5–24]. М.: Прогресс, 1966. C. 299–313.
4.
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс] // Документы системы ГАРАНТ. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 20.12.2022).
5.
5. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/420277810 (дата обращения: 20.12.2022).
6.
6. Социальная философия: словарь / сост. и ред.: В. Е. Кемеров, Т. Х. Керимов; под ред. В. Е. Кемерова, Т. Х. Керимова. М.: Акад. Проект, 2003. 556 с.
7.
7. Серова А. А. К. Д. Ушинский о роли русского языка в воспитании человека [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 2. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22826587 (дата обращения: 20.12.2022).
8.
8. Ушинский К. Д. Избр. пед. соч.: в 2 т. М.: Педагогика, 1971. Т. 1. 581 с.; 1974. Т. 2. 437 с. (Педагогическая библиотека).
9.
9. Ушинский К. Д. Избр. произв. Вып. 4. Кн. 1. Человек как предмет воспитания / под ред. В. Я. Струминского. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1946. 329 с. (Приложение к журналу «Советская педагогика»).
10.
10. Чозгиян О. П. Формирование когнитивно-деятельностного компонента субъектной профессиональной позиции будущих учителей // Вестник МГПУ. Серия «Современный колледж». 2022. № 1 (1). С. 51–69.