Главная Выпуски 2023, №1 (5)

Преемственность идей профессионального педагогического образования: от проекта учительской семинарии к внедрению Ядра СППО

Обновление содержания СПО , УДК: 377 DOI: 10.25688/2782-6597.2023.5.1.1

Авторы

  • Зимнухова Татьяна Юрьевна кандидат педагогических наук
  • Фридман Светлана Олеговна кандидат педагогических наук

Аннотация

В статье раскрываются вопросы обновления профессиональной подготовки будущих педагогов. Авторы провели анализ исторических предпосылок и методологических основ модернизации среднего профессионального педагогического образования. Особое внимание уделено вопросам преемственности практикоориентированной подготовки специалистов на уровне педагогического колледжа и вуза в соответствии с запросом общества и государства. Цель статьи заключается в анализе и сравнении исторических предпосылок с современной практикой подготовки педагогов, а также в трансляции опыта реализации отдельных направлений работы по совершенствованию системы профессионального педагогического образования в условиях внедрения Ядра СППО. Методология и методы. Методологической основой работы являются исследования К. Д. Ушинского, А. И. Пискунова, Е. И. Пургиной. Авторы использовали следующие методы: ретроспективный анализ научной-педагогической литературы; системно-функциональный анализ педагогического опыта по обновлению подходов к профессиональной подготовке будущих педагогов; моделирование содержания и организации подготовки специалистов в педагогических колледжах. Основные результаты исследования раскрываются в предлагаемых направлениях развития профессиональных образовательных организаций в части внедрения Ядра СППО. Научная новизна. Предложены элементы модели профессиональной подготовки выпускников колледжа в условиях синхронизации программ высшего и среднего педагогического образования. Практическая значимость. Представленный анализ методологических основ профессионального педагогического образования может быть полезен в исследовательской деятельности; предлагаемые пути обновления содержания и организации подготовки будущих педагогов могут использоваться при конструировании модели совершенствования работы колледжа в условиях внедрения Ядра СППО.

Как ссылаться

Зимнухова, Т. Ю. & Фридман, С. О. (2023). Преемственность идей профессионального педагогического образования: от проекта учительской семинарии к внедрению Ядра СППО , 2023, №1 (5), 8. https://doi.org/10.25688/2782-6597.2023.5.1.1
Список литературы
1. 1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] // Официальное интернет-представительство президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 25.12.2022).
2. 2. Письмо Минпросвещения России от 28.04.2022 № АБ-1197/05 «О направлении документов «Ядро среднего профессионального педагогического образования» (вместе с «Методическими рекомендациями по подготовке кадров по программам среднего профессионального педагогического образования на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро среднего профессионального педагогического образования»)) [Электронный ресурс] // Юридическая информационная система «Легалакт». URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-28042022-n-ab-119705-o-napravlenii/ (дата обращения: 27.12.2022).
3. 3. История педагогики и образования: учебник для вузов / А. И. Пискунов [и др.]; под общ. ред. А. И. Пискунова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2023. 452 с.
4. 4. Колледж будущего [Электронный ресурс] // Официальный канал информационно-аналитического журнала «Аккредитация в образовании». URL: https://akvobr.ru/kolledzh_buduschego.html (дата обращения: 25.12.2022).
5. 5. Курачёва И. М. Особенности формирования основной профессиональной образовательной программы педагогического колледжа в условиях внедрения «Ядра среднего педагогического образования» (из опыта работы) // «Ядро среднего профессионального педагогического образования» как инструмент обеспечения системы единых требований к подготовке педагогов в среднем профессиональном образовании: материалы Всерос. конф., 31 мая 2022 г. М.: ФГБОУ ДПО ИРПО: Лань, 2022. С. 67–71.
6. 6. Организация образовательного процесса в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования: сб. метод. рекомендаций. М.: ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ, 2012. 136 с.
7. 7. Примерная программа воспитания для профессиональных образовательных организаций [Электронный ресурс] // Официальный сайт Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии наук. URL: https://институтвоспитания.рф/programmy-vospitaniya/spo/programma-vospitaniya/ (дата обращения: 26.12.2022).
8. 8. Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)”» (подготовлен Минтрудом России 31.01.2022) [Электронный ресурс] // Документы системы ГАРАНТ. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56809182/ (дата обращения: 25.12.2022).
9. 9. Ушинский К. Д. Проект учительской семинарии [Электронный ресурс] // Собр. соч. / К. Д. Ушинский. М., 1974. | Биография.Ру. URL: http://www.biografia.ru/arhiv/103.html (дата обращения: 25.12.2022).
10. 10. Ядро среднего профессионального педагогического образования [Электронный ресурс] // Официальный сайт Института развития профессионального образования. URL: https://firpo.ru/activities/projects/yadro-sppo.html (дата обращения: 26.12.2022).
Скачать файл .pdf 322.79 кб