Авторы
- Лопатина Елена Валентиновна
Аннотация
В статье представлен анализ специфики и описание эффективного опыта преподавания русского языка студентам в этнически смешанных учебных группах, излагаются особенности профессионально-педагогической деятельности преподавателя в рамках обучения студентов русскому языку как иностранному и как родному, намечаются пути развития методической системы по вопросу обучения студентов русскому языку как иностранному и как родному в группах со смешанным этническим составом, определяется направление для дальнейшего изучения заявленной темы. Цель статьи — трансляция опыта преподавания русского языка как родного и как иностранного в рамках одного занятия студентам (будущим учителям начальных классов) в группах со смешанным этническим составом. Методология и методы. Методологическую основу статьи составляют труды К. Д. Ушинского, В. Ф. Занина, М. П. Чесноковой, Н. И. Гез, Н. Д. Гальсковой. Методы: системный, коммуникативно-когнитивный метод, деятельностный, активного обучения, сознательно-практический, метод сопоставительной лингвистики и моделирования, ретроспективный метод. Основные результаты исследования. Определены возможные векторы преподавания русского языка в профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов в группах со смешанным этническим составом. Научная новизна. Раскрыты подходы к организации, проведению и содержанию уроков русского языка как родного и как иностранного в рамках одного занятия студентам (будущим учителям начальных классов) в группах со смешанным этническим составом.
Практическая значимость. Представленные подходы к организации, проведению и содержанию уроков русского языка как родного и как иностранного в рамках одного занятия студентам (будущим учителям начальных классов) в группах со смешанным этническим составом могут быть осмыслены в качестве оптимальных в современной практике обучения.
Как ссылаться
Лопатина, Е. В. (2023). Специфика преподавания русского языка обучающимся по специальности «Преподавание в начальных классах» в группах со смешанным этническим составом , 2023, №1 (5), 40. https://doi.org/10.25688/2782-6597.2023.5.4
Список литературы
1.
1. Артемов А. В. Психология обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1969. 279 с.
2.
2. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. 6-е изд., стер. М.: Академия, 2009. 336 с.
3.
3. Григоренко С. Е., Сагалаева И. В. Основные положения и критерии коммуникативно-когнитивного обучения иностранному языку // Педагогическое образование в России. 2014. № 8. С. 261–265.
4.
4. Живая методика для преподавателя русского языка как иностранного / Э. В. Аркадьева [и др.]. 2-е изд. М.: Русский язык. Курсы, 2009. 336 с.
5.
5. Занин В. Ф. Просто грамматика // Живая методика для преподавателя русского языка как иностранного. 2-е изд. М.: Русский язык. Курсы, 2009. С. 261–335.
6.
6. Инновационное преподавание русского языка в условиях многоязычия: сб. ст.: в 2 т. / отв. ред. Н. М. Румянцева. М.: РУДН, 2014. 416 с.
7.
7. Психология обучения иностранному языку: сб. ст. М.: Просвещение, 1967. 182 с.
8.
8. Чозгиян О. П., Штильман Н. В. Практика пробных уроков как путь индивидуализации профессиональной подготовки будущих учителей в современном колледже // Вестник МГПУ. Серия «Современный колледж». 2022. № 3 (3). С. 37–48.
9.
9. Ушинский К. Д. Собр. соч.: в 11 т. Т. 2. Педагогические статьи 1857–1861 гг. / сост. В. Я. Струминский. М.: АПН РСФСР, 1948. 655 с.
10.
10. Чеснокова М. П. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. М.: МАДИ, 2015. 132 с.