Главная Выпуски 2023, №2 (6)

Мониторинг эффективного педагогического опыта различных форм наставничества в СПО

Современные технологии подготовки кадров , УДК: 377 DOI: 10.25688/2782-6597.2023.6.2.3

Авторы

  • Валовик Наталья Алексеевна
  • Кудрявцева Светлана Владимировна

Аннотация

Актуальность изучения опыта наставничества обоснована тенденциями современного образования, связанными с вопросами подготовки молодых специалистов как непрерывного процесса взаимодействия всех его участников на разных уровнях. Наставничество как модель построения отношений в среднем профессиональном образовании (СПО) является технологией интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей. Цель статьи: определить состояние движения наставничества в Институте среднего профессионального образования им. К. Д. Ушинского (ИСПО). Методология и методы. В исследовании использованы такие методы, как изучение и анализ научной литературы, обобщение и анализ педагогического опыта, а также методы практического исследования, связанные с разработкой, адаптацией анкет по разным формам наставничества и дальнейшей обработкой и интерпретацией результатов анкетирования. Основные результаты исследования. В статье рассматриваются вопросы состояния наставничества в ИСПО, представлен анализ результатов мониторинга различных форм наставничества («студент – студент», «студент вуза – студент колледжа», «работодатель – студент»), позволяющий оценить влияние наставничества на становление профессионально-личностных качеств будущих специалистов, их уровень ожиданий и притязаний, связанный с ролью наставника, а в целом на качество подготовки будущих специалистов дошкольного образования. Научная новизна исследования. Описана модель наставничества в СПО на основе мониторинга состояния движения наставничества в ИСПО. Практическая значимость. Материалы статьи могут быть полезны преподавателям СПО, методистам, групповым руководителям практики, работодателям дошкольных образовательных организаций для осуществления практико-ориентированного обучения студентов СПО. Результаты исследования представляют интерес для дальнейшей разработки модели наставничества и ее реализации в ИСПО.

Как ссылаться

Валовик, Н. А. & Кудрявцева, С. В. (2023). Мониторинг эффективного педагогического опыта различных форм наставничества в СПО , 2023, №2 (6), 34. https://doi.org/10.25688/2782-6597.2023.6.2.3
Список литературы
1. 1. Ковалевский В. А., Шуляк Н. В. Наставничество в системе образования. Руководителям образовательных учреждений, методистам, наставникам и молодым учителям. Красноярск: Литера-принт, 2018. 98 с.
2. 2. Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися / Н. Ю. Синягина [и др.] [Электронный ресурс] // Сайт дома детского творчества «Современник», Санкт-Петербург. URL: https://ddtsovremennik.spb.ru/wpcontent/uploads/mentoring/metod-mentoring-2021.pdf (дата обращения: 18.11.2022).
3. 3. Наставничество в образовании: современная практика: сб. материалов Междунар. (заочной) науч.-практ. конф., 20 ноября 2019 г. / ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий». Курган, 2019. 188 с.
4. 4. Наставничество в системе образования России: практ. пособие для кураторов в образоват. организациях / под ред. Н. Ю. Синягиной, Т. Ю. Райфшнайдер. М.: Рыбаков Фонд, 2016. 153 с.
5. 5. Наставничество: эффективная форма обучения: настольная книга: информационно-метод. материалы / авт.-сост.: Л. Н. Нугуманова, Т. В. Яковенко. 2-е изд., доп., перераб. Казань: ИРО РТ, 2020. 51 с.
6. 6. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] // Минпросвещения России. URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 12.12.2022).
7. 7. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 23 января 2020 г. № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Надежная правовая поддержка. URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-ot-23.01.2020-NMR-42_02/ (дата обращения: 12.12.2022).
8. 8. Приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // ФГОС. Основное общее образование. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 07.12.2021).
9. 9. Распоряжение Минпросвещения России от 25 декабря 2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/b014f0f434e770efe527956bdb272a38/download/2649/ (дата обращения: 18.11.2022).
10. 10. Ядро среднего профессионального педагогического образования в структуре подготовки педагогических кадров / И. С. Казакова [и др.] // Вестник МГПУ. Серия: Современный колледж. 2022. № 2(2). С. 6–17. DOI: 10.25688/2782-6597.2022.2.2.1
Скачать файл .pdf 604.23 кб