Авторы
- Яковлева Ирина Михайловна доктор педагогических наук, профессор
- Галкина Вера Александровна кандидат педагогических наук, доцент
- Скира Елена Васильевна кандидат педагогических наук
Аннотация
В статье обсуждается состояние профессиональной подготовки и трудоустройства лиц с интеллектуальными нарушениями, раскрываются современные тенденции их профессионального обучения, в числе которых: расширение спектра осваиваемых профессий, в том числе для лиц с тяжелыми интеллектуальными нарушениями; увеличение количества молодых людей с умственной отсталостью, продолжающих обучение в колледжах; появление новых форм профессиональной ориентации и трудоустройства. Конкурсы профессионального мастерства рассматриваются в статье как инструмент совершенствования профессиональных навыков и успешного трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), привлечения внимания работодателей к профессиональным возможностям обучающихся с ОВЗ, в том числе лиц с интеллектуальными нарушениями. Цель статьи: проанализировать эффективность современных инструментов трудоустройства выпускников колледжей с интеллектуальными нарушениями, в частности на примере чемпионата профессионального мастерства «Абилимпикс». Методология и методы. Методологическим основанием данной статьи является системный подход, поскольку профориентация, профессиональное обучение и трудоустройство лиц с интеллектуальными нарушениями взаимосвязаны, решаемые ими задачи тесно переплетены. В качестве метода использовано анкетирование администрации и ответственных сотрудников по профориентации и трудоустройству десяти колледжей Москвы, в которых обучаются лица с ОВЗ, включая молодых людей с интеллектуальными нарушениями. Основные результаты исследования. В статье подвергнута анализу частотность профессий, получаемых обучающимися с интеллектуальными нарушениями в колледжах; компетенции, в которых они участвуют в чемпионате «Абилимпикс»; длительность их участия в конкурсе. Проведен сравнительный анализ количества участников и победителей чемпионата «Абилимпикс» среди обучающихся с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями и без интеллектуальных нарушений. Изучены предложения рабочих мест работодателей для лиц с интеллектуальными нарушениями и проведен сравнительный анализ числа трудоустроенных на эти места с количеством победителей с интеллектуальными нарушениями. Научная новизна. Впервые подвергнуты анализу результаты профессионального конкурса «Абилимпикс» в плане его эффективности для участников с интеллектуальными нарушениями; выявлено недостаточное количество участвовавших в конкурсе лиц с интеллектуальными нарушениями, неравные условия участия, недостаточное количество предложений от работодателей для призеров конкурса и т. д.
Практическая значимость. В результате проведенного исследования авторы внесли предложения, позволяющие повысить эффективность профориентационной работы и трудоустройства выпускников колледжей с интеллектуальными нарушениями.
Как ссылаться
Яковлева, И. М., Галкина, В. А. & Скира, Е. В. (2023). Профессиональная социализация и трудоустройство выпускников колледжей с интеллектуальными нарушениями , 2023, №2 (6), 65. https://doi.org/10.25688/2782-6597.2023.6.2.6
Список литературы
1.
1. Белявский Б. В. Вопросы трудового обучения и профессиональной ориентации обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях специальной образовательной организации // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2017. № 8. С. 10–17.
2.
2. Васенков Г. В. Организация начальной профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся на базе УВК № 102 г. Москвы // Инновации в российском образовании. 1999. С. 80–93.
3.
3. Декларация о правах умственно отсталых лиц. (Принята резолюцией 2856 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1971 года) [Электронный ресурс] // ООН. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/retarded.shtml (дата обращения: 13.12.2022).
4.
4. Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе: психолого-педагогическое исследование. М.: Педагогика, 1969. 213 с.
5.
5. Карвялис В. Ю. Социально-трудовая адаптация выпускников специальных школ (на примере Литовской ССР): дис. … д-ра пед. наук: 13.00.03. Шауляй: [б. и.], 1988. 369 с.
6.
6. Коркунов В. В. Социально-трудовая адаптация учащихся и выпускников вспомогательных школ (принципиальные положения, организация и содержание). М.: Мин-во образования РСФСР, 1990. 30 с.
7.
7. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.: Академия, 2003. 208 с.
8.
8. Мануйлова В. В. Сопровождение лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья молодого возраста в процессе их трудоустройства // Проблемы современного педагогического образования. 2018. Вып. 59. Ч. 2. С. 199–203.
9.
9. Мирский С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе: учеб. пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988. 183 с.
10.
10. Модернизация предпрофильного и начального профессионального образования лиц с нарушением интеллектуального развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Москва, 7–8 ноября 2012 г. / под науч. ред. И. М. Яковлевой. М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2012. 256 с.
11.
11. Мозговой В. М. [и др.]. Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Еремина. М.: Академия, 2010. 224 с.
12.
12. Муртузалиева У. М. Повышение роли производительности труда в целях совершенствования профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.03. М.: [б. и.], 1980. 15 с.
13.
13. Педагогика и психология детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / И. М. Яковлева [и др.]; под ред. И. М. Яковлевой. М.: ИНФРА-М, 2023. 382 с.
14.
14. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). М.: Просвещение, 2017. 365 с.
15.
15. Профессионально-трудовое обучение, воспитание и адаптация учащихся с нарушением интеллекта: монография / В. В. Коркунов [и др.]; Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т спец. образования; под ред. В. В. Коркунова. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2011. 209 с.
16.
16. Титова О. В. Механизм привлечения лиц с интеллектуальными нарушениями в систему профессионального обучения // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2019. № 5. С. 13–20.