Главная Выпуски 2023, №3 (7)

Подготовка будущих учителей начальных классов к осуществлению профессиональной деятельности с обучающимися, для которых русский язык не является родным

Психологическое сопровождение обучающихся , УДК: 377.8 DOI: 10.25688/2782-6597.2023.7.3.6

Авторы

  • Дугин Максим Алексеевич

Аннотация

Статья посвящена подготовке учителей начальных классов к работе с обучающимися, для которых русский язык не является родным. Результатом служат рекомендации по подготовке учащихся к осуществлению профессиональной деятельности при работе с детьми-билингвами и детьми-инофонами. Публикация будет полезна преподавателям уровня среднего профессионального образования (СПО), реализующим профессиональную подготовку специалистов по профилю специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», а также представителям работодателя, руководителям образовательных организаций и учителям-практикам. Цель статьи заключается в трансляции опыта подготовки учащихся СПО по профилю специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к осуществлению профессиональной деятельности в условиях растущего числа детей-инофонов и детей-билингвов. Методология и методы. Методологическую основу статьи составляют труды А. Н. Щукина, Т. Б. Михеевой, С. Ю. Казаковой. Методы: ретроспективный анализ научно-педагогической литературы; системно-функциональный анализ педагогического опыта по организации обучения студентов СПО; моделирование практической профессиональной подготовки будущих учителей. Основные результаты исследования. Раскрыты смысловое содержание и организационно-педагогические условия реализации направлений профессиональной подготовки будущего учителя в контексте билингвального обучения в едином образовательном пространстве и освоения студентами новых профессиональных компетенций. Научная новизна. Конкретизирована сущность ключевых направлений профессиональной подготовки будущего учителя в рамках формирования компетенций в области полиэтнической образовательной среды, работы с учащимися с особыми образовательными потребностями, а именно с обучающимися из семей мигрантов. Практическая значимость. Представленный практический опыт профессиональной деятельности по обучению студентов по профилю специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» может быть использован для самостоятельной практической деятельности при работе с детьми-инофонами и детьми-билингвами.

Как ссылаться

Дугин, М. А. (2023). Подготовка будущих учителей начальных классов к осуществлению профессиональной деятельности с обучающимися, для которых русский язык не является родным , 2023, №3 (7), 56. https://doi.org/10.25688/2782-6597.2023.7.3.6
Список литературы
1. 1. Абдурахманова Д. Изучение второго языка. Двуязычие (инофоны) // Евразийский союз ученых. 2019. № 4–5 (61). С. 4–6.
2. 2. Брускова Р. Э. Публицистические тексты на занятиях по русскому языку как иностранному (неудачные метафоры и культура речи инофонов) // Инновационная наука. 2019. № 9. С. 96–100.
3. 3. Казакова С. Ю. Особенности образования детей-мигрантов и беженцев в условиях единого образовательного пространства // Теория и практика образования, интеграции и образовательной карьеры беженцев, мигрантов и их семей в современном мире: сборник трудов Пятой Международной научно-практической конференции. Ростов н/Д.: НИИ СППО РАО, 2014. С. 22–34.
4. 4. Карачун Е. А., Исаева Н. А. Новые средства обучения текстовой деятельности на уроках русского языка в контексте социально-культурной адаптации детей-инофонов // Школа будущего. 2022. № 3. С. 120–131.
5. 5. Михеева Т. Б. Обучение русскому языку учащихся полиэтнических классов: метод. пособие. Ростов н/Д.: НИИ СППО РАО, 2008. 182 с.
6. 6. Чозгиян О. П. Взаимодействие с работодателями на этапе профессиональной подготовки как практика самоизменения будущих учителей // Культурно-исторические тенденции развития профессиональной деятельности: материалы Международной науч.-практ. конф., Москва, 18–19 декабря 2020 года. М.: Агентство социально-гуманитарных технологий, 2020. С. 43–46.
7. 7. Чозгиян О. П. Проблемы профессиональной позиции субъектности и специфика мотивации студента педагогического колледжа // Среднее профессиональное образование. 2012. № 3. С. 24–27.
8. 8. Шихалева В. Н. Освоение детьми-инофонами русского языка в ДОУ // Ямальский вестник. 2019. № 2 (16). С. 74–76.
9. 9. Шорина Т. А. Методическое сопровождение подготовки учителя русского языка к обучению учащихся-инофонов аудированию: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. М.: [б. и.], 2016. 22 с.
10. 10. Щукин А. Н. Обучение речевому общению на русском языке как иностранном. М.: ИКАР, 2016. 456 с.
Скачать файл .pdf 419.98 кб