Главная Выпуски № 1 (9)

Обновление подходов к персонализации профессиональной подготовки специалистов (уровень — СПО) в контексте разработки портфеля достижений будущего учителя

Современные технологии подготовки кадров , УДК: 377.8.091.53 DOI: 10.25688/2782-6597.2024.9.1.4

Авторы

  • Чозгиян Ольга Петровна кандидат педагогических наук

Аннотация

В статье рассматриваются основные вопросы обновления подходов к персонализации профессиональной подготовки специалистов на уровне среднего профессионального образования в контексте разработки портфеля достижений будущего учителя. Обосновывается актуальность применения портфеля достижений студента как инструмента персонально ориентированной и накопительной системы оценки профессиональной готовности. Особое внимание уделяется вопросу структуры и содержательных аспектов портфеля достижений студента, в том числе с перспективой фиксирования цифровых следов и самопрезентации специалиста потенциальному работодателю. Цель статьи заключается в трансляции опыта разработки структурно-содержательных аспектов портфеля достижений студента с использованием ресурсов цифровой образовательной платформы. Методология и методы. Методологическую основу статьи составляют труды С. К. Болдыш, И. С. Гриневой, Д. В. Шестаковой. Методы: ретроспективный анализ научно-педагогической литературы; системно-функциональный анализ педагогического опыта. Основные результаты исследования. Раскрыто смысловое содержание структурно-содержательных аспектов портфеля достижений студента как инструмента персонально ориентированной оценки компетенций будущего учителя (уровень — СПО). Особо подчеркивается значение накопления материалов оценки достижений студента в рамках перспективы трудоустройства и построения пути карьерного развития. Научная новизна. Конкретизирована сущность основных направлений разработки содержательных и структурных аспектов портфеля достижений студента, накопление и совершенствование материалов которого последовательно и системно ведется по результатам освоения будущими учителями образовательной программы по специальности в контексте учебных занятий и практики в реальных условиях образовательных организаций. Практическая значимость. Представленный подход к применению идей обновления подходов к персонализации профессиональной подготовки специалистов на уровне среднего профессионального образования в контексте разработки портфеля достижений будущего учителя и осваиваемого опыта студента как участника рефлексивной оценки компетенций в рамках осваиваемой специальности послужил основой для организации образовательного процесса (освоения междисциплинарных курсов и практики), в том числе для целенаправленно организованного мониторинга достижений и сформированности готовности специалистов среднего звена к осуществлению профессиональной деятельности по профилю специальности в контексте накопления материалов портфеля достижений, в том числе с применением ресурсов электронной образовательной платформы.

Как ссылаться

Чозгиян, О. П. (2024). Обновление подходов к персонализации профессиональной подготовки специалистов (уровень — СПО) в контексте разработки портфеля достижений будущего учителя , № 1 (9), 48. https://doi.org/10.25688/2782-6597.2024.9.1.4
Список литературы
1. 1. Болдыш С. К. Портфолио — это визитная карточка каждого студента // Актуальные проблемы современности. 2019. № 4 (26). С. 72–76.
2. 2. Гринева И. С., Висельская Т. Л. Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений // Вестник научных конференций. 2019. № 4–3 (44). С. 27–28.
3. 3. Организационно-содержательные аспекты практики в системе подготовки будущих учителей: инструктивно-метод. пособие / Н. В. Балакина [и др.]. М.: МГПУ, 2023. 112 с.
4. 4. Скамницкая Г. П., Чозгиян О. П. Мониторинг и оценка формирования субъектной профессиональной позиции у студентов педагогического колледжа // Среднее профессиональное образование. 2014. № 2. С. 24–29.
5. 5. Чозгиян О. П. Взаимодействие с работодателями на этапе профессиональной подготовки как практика самоизменения будущих учителей // Культурно-исторические тенденции развития профессиональной деятельности: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 18–19 декабря 2020 г. М.: Агентство социально-гуманитарных технологий, 2020. С. 43–46.
6. 6. Чозгиян О. П. Современные тенденции профессиональной практической подготовки учителей // К. Д. Ушинский и национальное образование: исторические уроки, идеи и современность: сб. ст. участников XXVI Межрегиональных пед. чтений, посвящ. великому рус. педагогу К. Д. Ушинскому, Москва, 30 марта 2022 г. / Институт среднего профессионального образования им. К. Д. Ушинского МГПУ. М.: МГПУ, 2022. С. 41–45.
7. 7. Чозгиян О. П. Формирование субъектной профессиональной позиции у студентов педагогического колледжа: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Чозгиян Ольга Петровна. М.: [б. и.], 2014. 243 с.
8. 8. Шестакова Д. В. Портфолио как средство формирования конкурентоспособности будущего специалиста: автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Шестакова Дари Викторовна. Калининград, 2012. 168 с.
Скачать файл .pdf 715.71 кб