Авторы
- Бородынкина Елена Николаевна
Аннотация
Статья посвящена анализу использования на уроках русского языка лингвистической сказки, которая выступает одним из методов дидактики, позволяющих придать занимательность уроку. Сказочный сюжет применяется для сообщения о языковых понятиях и правилах русской орфографии. Цель статьи — изучить особенности формирования у детей потребностей в получении новых знаний; показать, что образовательный процесс должен перекликаться с личными стремлениями ребенка; проанализировать возможности использования лингвистической сказки в целях развития учебно-познавательного интереса и творческого потенциала ученика, выступающего на разных этапах работы с лингвистической сказкой и читателем, и создателем. Методология и методы: анализ, конкретизация, обобщение. Основные результаты исследования. В статье проводится обоснование того, что лингвистическая сказка становится инструментом развития интеллектуальных способностей обучающегося. Научная новизна заключается в том, что автор статьи видит в лингвистической сказке инструмент развития и формирования интеллектуальных способностей обучающихся в процессе получения знаний.
Практическая значимость заключается в возможности использования лингвистической сказки на уроках русского языка в старших классах школы при повторении тем и в колледжах при обучении студентов. В статье представлены примеры лингвистических сказок авторского сочинения. Статья может использоваться преподавателями колледжа при работе со студентами во время повторения тем курса русского языка.
Как ссылаться
Бородынкина, Е. Н. (2024). Развитие познавательной и творческой активности учащихся на основе использования на уроках русского языка лингвистической сказки , № 1 (9), 34. https://doi.org/10.25688/2782-6597.2024.9.1.3
Список литературы
1.
1. Бадмаева Б. Б. Возрастные особенности современных школьников 10–12 лет // Образование и наука. 2012. № 7. С. 45–53.
2.
2. Валиева Т. З., Бурцева Е. А. Лингвистическая сказка как средство повышения качества обучения русскому языку // Интеграция науки и образования: теория, методология, практика: материалы XXXIX Всерос. науч.-практ. конф., Ростов-на-Дону, 4 ноября 2021 г. Ростов н/Д.: Издательство ВВМ, 2021. С. 45–49.
3.
3. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / cост. С. М. Вишнякова. М.: Новь, 1999. 535 с. ISBN 5-89714-013-8.
4.
4. Гутиева М. Т., Блейх Н. О. Национальные сказки как элемент ментального развития первоклассников во внеурочной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2023. № 2 (89). С. 11–16. DOI: 10.51904/2306-8329_2023_89_2_11
5.
5. Даль В. И. Пословицы русского народа [Электронный ресурс]: в 2 ч. / сост. В. И. Даль. М.: Юрайт, 2023. Ч. 1. 411 с. (Антология мысли). ISBN 9785-534-06664-7 // Юрайт: образовательная платформа. URL: https://urait.ru/bcode/516466 (дата обращения: 17.11.2023).
6.
6. Зауторова Э. В. Использование игровых педагогических технологий для активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2023. № 1 (88). С. 70–74. DOI: 10.51904/2306-8329_2023_88_1_70
7.
7. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011. 512 с. ISBN 978-5-459-00574-5.
8.
8. Косых Н. А. Педагогические условия проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий подростков в современном детском лагере // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2023. № 4 (91). С. 56–60. DOI: 10.51904/2306-8329_2023_91_4_56
9.
9. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. 256 с. (Библиотека директора школы).
10.
10. Макаренко А. С. Книга для родителей. М.: ИТРК, 2014. 288 с. ISBN 978-5-88010-337-9.
11.
11. Маханек П. Д., Сегова Т. Д. Возможности дидактических сказок в развитии орфографических навыков младших школьников на уроках русского языка в 1 классе // Ученые записки НТГСПИ. Серия: Педагогика и психология. 2022. № 1. С. 33–41.
12.
12. Поповицкая Н. В., Скрипачева Е. Н. Социально-психологические факторы развития речи у детей // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2021. № 6. С. 42–49. DOI: 10.51904/2306-8329_2021_81_6_42
13.
13. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. Минск: Современное слово, 2001. 927 с.
14.
14. Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива. Методика воспитания коллектива. М.: Молодая гвардия, 1975. 240 с.
15.
15. Ушинский К. Д. Собр. соч. М.: АПН РСФСР, 1950–1952. Т. 10. 668 с.
16.
16. Чунтонова К. В. Дидактические сказки как метод повышения познавательной активности школьников с умственной отсталостью на уроке русского языка в специальной коррекционной школе // Современные научные исследования и разработки. 2019. № 1 (30). С. 1094–1097.
17.
17. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2009.