Главная Выпуски № 4 (12)

К вопросу о природе, онтогенетическом происхождении и психологических механизмах проектной деятельности

Психологическое сопровождение обучающихся , УДК: 37.015.3:159.95 DOI: 10.24412/2782-6597-2024-412-50-68

Авторы

  • Кравцов Лев Геннадьевич кандидат психологических наук

Аннотация

В статье приведен критический анализ понятия «проектная деятельность», сопоставлены различные признаки и основания для его выделения и использования в образовании. Цель статьи состоит в теоретико-методологическом переосмыслении феномена проектной деятельности, привлечении потенциала генетического метода к раскрытию ее содержательных особенностей. Методология и методы. Среди основных методов исследования могут быть названы методологический и понятийный анализ, генетическое сопоставление, теоретическая реконструкция, экстраполяция и моделирование. Методологическую основу исследования составляют базовые концептуальные положения культурно-исторического подхода и логика генетического метода. Основные результаты исследования могут послужить поводом для переосмысления некоторых современных трендов в образовании и стать основанием для пересмотра особенностей применения проектной деятельности на различных этапах обучения. Научная новизна исследования. В ходе теоретического исследования выдвигается предположение о том, что в современном дискурсе о проектном методе имеет место неоднозначное переплетение двух различных контекстов, один из которых связан с содержательными характеристиками проектирования, а второй — с задачами организации проектной работы и управления ею. Практическая значимость. Автором предложен оригинальный подход к осмыслению внутренних механизмов проектной деятельности, в котором они раскрываются в результате рассмотрения онтогенетических предпосылок их становления.

Как ссылаться

Кравцов, Л. Г. (2024). К вопросу о природе, онтогенетическом происхождении и психологических механизмах проектной деятельности , № 4 (12), 50. https://doi.org/10.24412/2782-6597-2024-412-50-68
Список литературы
1. 1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2010. 64 с.
2. 2. Вотякова Д. А., Миннуллина Р. Ф. Организация проектной деятельности детей в дошкольной образовательной организации // Экономика и социум. 2022. № 10 (101)-2. С. 288–291.
3. 3. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
4. 4. Выготский Л. С. О психологических системах // Собр. соч.: в 6 т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982. С. 109–131.
5. 5. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
6. 6. Елизарова Е. А. Генезис проектной деятельности // Молодой ученый. 2009. № 4. С. 246–248.
7. 7. Карсакова В. В., Филиппова Л. В. Проектный метод обучения как средство активизации познавательной деятельности детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6. Ч. 5. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/06/55091 (дата обращения: 29.11.2024).
8. 8. Нагорный Д. О., Щербаков С. М. Проектная деятельность в вузе: особенности, проблемы, технологии управления // Информатизация в цифровой экономике. 2021. Т. 2. № 4. С. 167–180. DOI: 10.18334/ide.2.4.113393
9. 9. Позднякова Ю. С., Подгорный Я. Б. Основы проектной деятельности в современном образовании // Актуальные исследования. 2021. № 24(51). С. 115–117.
10. 10. Проектная деятельность как инновационная технология в системе современных подходов к обучению [Электронный ресурс] / Е. Е. Егоров [и др.] // Мир науки. 2016. Т. 4. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/13PDMN416.pdf?ysclid=m4b2s7g0ov227529777 (дата обращения: 12.11.2024).
11. 11. Проектная деятельность как один из факторов повышения качества образования / И. И. Комоско [и др.] // Современные наукоемкие технологии. 2009. № 12. С. 38–39.
12. 12. Проектная деятельность как составляющая часть научно-исследовательской деятельности студентов в вузе / Плотникова И. В. [и др.] // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. С. 61–65.
13. 13. Теплов Б. М. Ум полководца. М.: Педагогика, 1990. 212 с.
14. 14. Товмасян В. В., Шихвердиев А. П., Оганезова Н. А. Проектное мышление: методологические основы // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2019. № 3. С. 26–35. DOI: 10.34130/2070-4992-2019-3-26-35
15. 15. Флянтикова Е. Д. Роль проектной деятельности в учебном процессе // Вестник науки. 2018. Т. 4. № 8(8). С. 95–98.
16. 16. Шацилло В. А., Негматов Л. Н. Формирование проектного мышления в подготовке специалистов по работе с молодежью: взаимодействие НКО и образовательных институтов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2024. Т. 24. Вып. 1. С. 3–36.
17. 17. Шибкова Д. З., Байгужин П. А. Проектная деятельность. Взгляд эксперта // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 5. С. 210–224.
Скачать файл .pdf 397.51 кб