Авторы
- Новикова Анна Александровна
Аннотация
Обоснованием выбора темы стали изменения в федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования (ФГОС ООО)
и среднего профессионального образования (СПО) через призму идей великого русского педагога К. Д. Ушинского. В статье анализируются труды К. Д. Ушинского «Несколько слов об учительских отметках (баллах), употребляемых и в наше время, и по всей России», «Проект учительской семинарии» в трактовке современного запроса общества на обучение. Цель статьи заключается в рассмотрении основных педагогических идей К. Д. Ушинского с точки зрения профессионального развития будущего учителя как носителя новых грамотностей XXI века на ступени СПО. Методология и методы. Методологическую основу статьи составляют труды К. Д. Ушинского, М. С. Добрякова, Ш. А. Амонашвили, М. А. Пинской, ФГОС ООО, ФГОС СПО нового поколения и др. Методы: ретроспективный анализ научно-педагогической литературы; системно-функциональный анализ педагогического опыта. Основные результаты исследования. Раскрыта трансформация педагогической идеи К. Д. Ушинского о смысловой оценке в критическое самооценивание и влияние оценивания на развитие рефлексии обучающихся. Научная новизна. Переход со смысловой оценки на формирующее и аутентичное оценивание позволяет обучающимся отследить грамотность выполнения предметных заданий, т. е. акцент делается на умении применять знания или комбинацию умений в реальных условиях.
Практическая значимость. Результаты исследования раскрывают переход акцента с балльной системы на словесное оценивание, которое в последующем формирует у обучающихся критическое оценивание своей деятельности, рефлексию на ступени СПО.
Как ссылаться
Новикова, А. А. (2023). Оценивание и рефлексия: историко-методический аспект развития понятий , 2023, №2 (6), 49. https://doi.org/10.25688/2782-6597.2023.6.2.4
Список литературы
1.
1. Амбросова Н. В. Технология критериального оценивания // Образовательный альманах. 2019. № 3 (17). С. 56–58.
2.
2. Архив К. Д. Ушинского: в 4 т. / сост. и подгот. к печати В. Я. Струминский; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959–1962.
3.
3. Добрякова М. Проект «Ключевые компетенции и новая грамотность: от деклараций к школьной реальности». Институт образования НИУ ВШЭ в составе международного концсорциума (2 июля 2018 г.) [Электронный ресурс] // Институт образования НИУ ВШЭ. URL: https://rosuchebnik.ru/upload/service/maria-dobryakova.pdf (дата обращения: 09.01.2023).
4.
4. Загоруйко Т. В., Диденко С. Ю. Понятие оценивания в образовании // Молодой ученый. 2018. № 45. С. 240–242.
5.
5. Макеева Г. А. Демоэкзамен как независимая оценка качества освоения образовательных программ / Г. А. Макеева, Н. А. Воробьева // Проблемы опережающей подготовки рабочих кадров на основе стандартов Worldskills: сб. материалов Межрегиональной науч.-практ. конф., Москва, 26–27 марта 2018 г. М.: А-Приор, 2018. С. 27–31.
6.
6. Пинская М. А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие. М.: Логос, 2010. 264 с.
7.
7. Пинская М. А., Улановская И. Е. Новые формы оценивания. Начальная школа. М.: Просвещение. 2016. 80 с.
8.
8. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс] // Гарант.ру. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/#1000 (дата обращения: 09.01.2023).
9.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 27.10.2014 № 1353) [Электронный ресурс] // Гарант.ру. URL: https://base.garant.ru/70809794/21a69d564a3ae054d908867940facd2e/ (дата обращения: 09.01.2023).
10.
10. Цурган Г. Ю. Оценивание метапредметных умений обучающихся на уроке математики // Математическое образование в цифровом обществе: материалы XXXVIII Междунар. науч. семинара преподавателей математики и информатики ун-тов и пед. вузов (26–28 сентября 2019 г.). Самара: [б. и.], 2019. С. 106–108.
11.
11. Шмигирилова И. Б. Оценивание в образовании: современные тенденции, проблемы и противоречия (обзор научных публикаций) / И. Б. Шмигирилова, А. С. Рванова, О. В. Григоренко // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 6. С. 43–83.