Главная страница К. Д. Ушинский: современное прочтение наследия классика педагогики

К. Д. Ушинский: современное прочтение наследия классика педагогики

СПО: история и современность , УДК: 37.01 DOI: 10.25688/2782-6597.2023.6.2.7

Авторы

  • Берестова Дарья Дмитриевна
  • Строганова Людмила Викторовна кандидат педагогических наук

Аннотация

В статье предпринята попытка систематизировать и обобщить основополагающие идеи воспитания и обучения, предложенные К. Д. Ушинским, в контексте современных реалий системы отечественного образования и государственной политики в сфере образования. Авторами проведен исторический анализ ключевых постулатов ученого. Затронут вопрос духовно-нравственного воспитания, а также системы развивающего обучения. В статье отмечается значение неразрывности обучения и воспитания в качестве основы всестороннего развития ребенка. Подчеркивается роль педагогической теории и практики в концепции К. Д. Ушинского. Авторами обозначена актуальность идей К. Д. Ушинского в современном образовании. Статья написана к 200-летнему юбилею великого русского педагога. Цель исследования: проведение историко-педагогического анализа педагогической системы К. Д. Ушинского для обоснования необходимости развития его идей в современной педагогической науке. Методы и методология. В основу настоящего исследования положена методология историко-педагогического анализа, в соответствии с которой нами были использованы методы анализа ряда научных публикаций, монографий, пособий. Применены хронологический, ретроспективный и сравнительный методы. Основные результаты исследования. Систематизированы и обобщены основополагающие идеи воспитания и обучения, предложенные К. Д. Ушинским, в контексте современной политики Российской Федерации в сфере образования. Научная новизна. Авторы предлагают целостную систему рассмотрения ключевых идей К. Д. Ушинского в контексте неразрывности воспитания и обучения, а также педагогической теории и практики. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы педагогами-практиками в конструировании содержания и технологий работы с обучающимися на основе идей К. Д. Ушинского на уровне школьного, среднего профессионального и высшего профессионального образования в процессе подготовки современных педагогических кадров.
Список литературы
1. 1. Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского. М.: Педагогика, 1974. 270 с.
2. 2. Днепров Э. Д. Ушинский и современность. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. 232 с.
3. 3. Евгений Ямбург: Школа будущего — школа реалистичная // Учительская газета. 2012. № 48. URL: https://ug.ru/evgenij-yamburg-shkola-budushhego-shkolarealistichnaya/?ysclid=lc22tsata3812959416 (дата обращения: 27.12.2022).
4. 4. Землянская Е. Н. Педагогика начального образования: учебник и практикум для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2023. 251 с. (Высшее образование).
5. 5. К. Д. Ушинский и русская школа: Беседы о великом педагоге / Е. П. Белозерцев, С. Б. Каменецкая, Н. И. Лифинцева и др.; под общ. ред. Е. П. Белозерцева. М.: Роман-газета, 1994. 189 с.
6. 6. Конференция Общероссийского народного фронта [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://kremlin.ru›events/president/transcripts/copy/17767 (дата обращения: 12.12.2022).
7. 7. Общество должно платить за образование, убежден патриарх Кирилл [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20101011/284234950.html (дата обращения: 25.12.2022).
8. 8. Путин поручил создать единый учебник истории [Электронный ресурс] // Известия. URL: https://iz.ru/news/545274 (дата обращения: 12.12.2022).
9. 9. Путин: никакие технологии не заменят живое общение с учителем [Электронный ресурс] // Смотрим. URL: https://smotrim.ru/article/2622478 (дата обращения: 25.12.2022).
10. 10. Ушинский и современность. Педагогическое наследие без купюр и цензуры [Электронный ресурс] // Учительская газета. 2005. № 42. URL: https://ug.ru/ushinskiji-sovremennost-pedagogicheskoe-nasledie-bez-kupyur-i-czenzury/ (дата обращения: 27.12.2022).
11. 11. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 1–2 / под ред. А. И. Пискунова, Г. С. Костюкова, Д. О. Лордкипанидзе, М. Ф. Шабаевой. М.: Педагогика, 1974.
12. 12. Ушинский К. Д. Избранные труды: в 4 кн. Кн. 1: Проблемы педагогики / К. Д. Ушинский; сост., авт. вступ. ст., примеч. и коммент. Э. Д. Днепров. М.: Дрофа, 2005. 640 c.
13. 13. Ушинский К. Д. Избранные труды: в 4 кн. Кн. 2: Русская школа / К. Д. Ушинский; сост., авт. вступ. ст., примеч. и коммент. Э. Д. Днепров. М.: Дрофа, 2005. 447 c.
14. 14. Ушинский К. Д. Избранные труды: в 4 кн. Кн. 3: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский; сост., авт. вступ. ст., примеч. и коммент. Э. Д. Днепров. М.: Дрофа, 2005. 560 c.
15. 15. Ушинский К. Д. О необходимости сделать русские школы русскими [Электронный ресурс] // Собр. соч. М., 1974. URL: http://www.biografia.ru/arhiv/90.html (дата обращения: 27.12.2022).
Скачать файл .pdf 351.46 кб