Авторы
- Сагандыкова Менгуль Нурлыкановна
- Силкин Роман Сергеевич кандидат педагогических наук
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы профессионального развития педагога системы среднего профессионального образования, в том числе исходя из требований законодательства России и Казахстана; делается вывод о том, что эффективной формой повышения квалификации является профессиональная стажировка, для организации и проведения которой Алматинский колледж полиграфии разработал и реализует трехуровневую модель, обеспечивающую повышение и поддержание квалификации педагогов профессиональных дисциплин с опорой не только на возможности и компетенции полиграфических предприятий республики, но и на использование потенциала ведущих мировых компаний.
Цель статьи — уточнить содержание понятия «профессиональное развитие педагога среднего профессионального образования», сравнить нормативную базу
его организации в Российской Федерации и Республике Казахстан, разработать и апробировать модель организации и проведения профессиональных стажировок как одной из эффективных форм профессионального развития.
Методология и методы: анализ научно-педагогической литературы, сравнительный анализ нормативно-правовой базы Республики Казахстан и Российской
Федерации; анализ функционирования образовательных организаций, эмпирический анализ.
Основные результаты исследования: уточнено содержание понятия «профессиональное развитие педагога среднего профессионального образования»; определены особенности нормативно-правового регулирования данной деятельности в двух странах; разработана и апробирована модель организации и проведения профессиональных стажировок. Научная новизна исследования: уточнено содержание понятия «профессиональное развитие педагога среднего профессионального образования»; разработана и апробирована модель профессиональной стажировки профессиональной образовательной организации издательско-полиграфического профиля, выделены ее уровни.
Практическая значимость. Разработанные материалы могут быть использованы профессиональными образовательными организациями Российской Федерации
и Республики Казахстан при планировании и реализации программ профессионального развития педагогических работников, в том числе в форме стажировки.
Как ссылаться
Сагандыкова, М. Н. & Силкин, Р. С. (2024). Профессиональные стажировки педагогических работников среднего профессионального образования на примере КГКП «Алматинский колледж полиграфии»: теоретико-организационный аспект , № 1 (9), 6. https://doi.org/10.25688/2782-6597.2024.9.1.1
Список литературы
1.
1. Закон Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года № 293-VІ ЗРК «О статусе педагога» [Электронный ресурс] // Адилет: информационно-правовая система нормативных правовых актов Министерства юстиции Республики Казахстан. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1900000293 (дата обращения: 25.01.2024).
2.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 25.01.2024).
3.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 04.08.2023, с изм. от 24.10.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 25.01.2024).
4.
4. Приказ Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 13.06.1967 № 379 «Об утверждении Инструкции “О порядке стажировки на предприятиях, в учреждениях и организациях преподавателей высших учебных заведений”» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=30004#HvtEPyTWa9wHMoJC1 (дата обращения:
25.01.2024).
5.
5. Положение о стажировке мастеров производственного обучения учебных заведений системы Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию (утв. Приказом Госпрофобра СССР от 20.08.1969 № 93) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=14361#znnK54UEdEhP3Vwv (дата обращения:
25.01.2024).
6.
6. Борытко Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания. Волгоград: Перемена, 2001. 214 с.
7.
7. Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Юнити, 1990. 168 с.
8.
8. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 176 с.
9.
9. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие. М.: Академия, 2004. 320 с.
10.
10. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / под ред. В. В. Давыдова. М.: Большая Рос. энцикл., 1998. Т. 2. 669 с.
11.
11. Cилкин Р. С. Демонстрационный экзамен в системе среднего профессионального образования: проблемы и возможности // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. 2023. № 3 (18). С. 79–88.
12.
12. Сластенин В. А. Профессионализм педагога: акмеологический подход // Сибирский педагогический журнал. 2006. № 4. С. 13–23.
13.
13. Словарь русского языка (МАС). Стажировка [Электронный ресурс] // Русская литература и фольклор: фундаментальная электронная библиотека. URL: http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/18/ma424605.htm?cmd=0&istext=1 (дата обращения: 25.01.2024).