Главная Выпуски 2022, №1 (1)

Формирование когнитивно-деятельностного компонента субъектной профессиональной позиции будущих учителей

Психологическое сопровождение обучающихся , УДК: 37.01

Авторы

  • Чозгиян Ольга Петровна кандидат педагогических наук

Аннотация

В статье рассматриваются смысловые и содержательные аспекты когнитивно-деятельностного компонента в структуре формирования субъектной профессиональной позиции будущих учителей начальной ступени образования, обобщаются различные подходы к пониманию субъектной профессиональной позиции специалиста, представлен опыт организации изучения специфики проявлений когнитивно-деятельностного компонента субъектной профессиональной позиции у студентов, осваивающих специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», а также обозначены направления организации образовательного процесса на ступени среднего профессионального образования, иллюстрирующего комплекс мер по достижению планируемых результатов в области формирования субъектной профессиональной позиции будущих учителей. Раскрыто смысловое содержание когнитивно-деятельностного компонента субъектной профессиональной позиции студента — будущего учителя начальной ступени образования, выявлены характеристики сформированности компонента, представлены результаты изучения степени сформированности компонента с перспективой определения подготовки организации образовательного процесса на ступени СПО, направленного на совершенствование субъектной профессиональной позиции будущих учителей. Цель статьи заключается в трансляции опыта построения образовательного процесса на этапе подготовки будущих учителей в системе СПО на основе учета выявленных характеристик когнитивно-деятельностного компонента субъектной профессиональной позиции. Методологическую основу статьи составляют труды А. В. Гуторовой, исследование фундаментальных проблем формирования профессиональной позиции И. Д. Багаевой, Д. А. Зубовой, Ф. В. Повшедной и др. Методы: теоретические (анализ и обобщение), диагностические (экспертная оценка), частные эмпирические (нарративный метод (вербальное изложение), педагогическое наблюдение, индивидуальные беседы, анкетный опрос). Представленный диагностический инструментарий послужил основой для организации образовательного процесса (освоение междисциплинарных курсов и практики), в том числе для целенаправленно организованного мониторинга сформированности когнитивно-деятельностного компонента субъектной профессиональной позиции на этапе достижения планируемых результатов и проведения оценки качества профессиональной подготовки выпускников по профилю специальности.

Как ссылаться

Чозгиян, О. П. (2022). Формирование когнитивно-деятельностного компонента субъектной профессиональной позиции будущих учителей , 2022, №1 (1),
Список литературы
1. 1. Багаева И. Д. Профессионализм педагогической деятельности и основы его формирования у будущего учителя: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Усть-Каменогорск, 1991. 54 с.
2. 2. Бернадинер М. И. Развитие социальной активности обучающихся на основе исследовательской и проектной деятельности в рамках реализации интегрированной образовательной программы, соответствующей требованиям ФГОС ООО и MYP / М. И. Бернадинер, Н. А. Воробьева, И. З. Газарян и др. М.: Белый ветер, 2021. 52 с.
3. 3. Борытко Н. М., Мацкатова О. А. Становление субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока / под ред. Н. К. Сергеева. Волгоград: ВГИПКРО, 2002. 132 с.
4. 4. Гуторова А. В. Формирование профессиональной позиции у студентов педагогического вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 1996. 20 с.
5. 5. Звездина Г. П. Субъектность учителя как детерминанта устойчивости личности к деструктивному влиянию профессиональной деятельности: дис. … канд. псих. наук. Ростов н/Д. 2006. 210 с.
6. 6. Зубова Д. А. Феномен субъектности в пространстве современной философии рефлексии: автореф. дис. … канд. филос. наук. Ростов н/Д. 2011. 25 с.
7. 7. Исаева Д. А. Особенности становления личностной и профессиональной идентичности в юности и ранней взрослости: автореф. дис. … канд. псих. наук. СПб., 2013. 26 с.
8. 8. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2012. 304 с.
9. 9. Максимова А. А. Основы педагогической коммуникации: учеб.-метод. пособие. М.: Флинта, 2015. 170 с.
10. 10. Марцинковская Т. Д., Богатырева О. О. Профессиональная самореализация в пространстве личностного развития // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. № 1 (3).
11. 11. Моросанова В. И., Аронова Е. А. Самосознание и саморегуляция поведения. М.: Изд-во ИП РАН, 2007. 212 с.
12. 12. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения. М.: Академия, 2008. 176 с.
13. 13. Пашковская И. Н. Социально-педагогические основы профессионального самоопределения педагога: автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2002. 45 с.
14. 14. Повшедная Ф. В. Теория и практика профессионального самоопределения будущего учителя в условиях педагогического вуза: дис. … д-ра пед. наук. Омск, 2002. 426 с.
15. 15. Профессиональная педагогика: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. Профессиональное обучение (по отраслям) / под ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова. 3-е изд., перераб. М.: Профессиональное Образование, 2010. 450 с.
16. 16. Селиванов В. В. Свойства субъекта и его жизненный цикл // Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 310–329.
17. 17. Скачков А. С. Субъектность человечества: постановка морфогенеза. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. 128 с.
18. 18. Скамницкий А. А., Пастухова И. П., Аргунова Т. Г. Теория и практика реализации модульно-компетентностного подхода в обучении в системе среднего профессионального образования: монография. М., 2006. 132 с.
19. 19. Халилов Ш. Р. Педагогические условия развития профессиональной субъектной позиции учителя в процессе адаптации к профессиональной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. Астрахань, 2010. 24 с.
20. 20. Шлычкова С. Л. Активизация субъектной профессиональной позиции студентов в условиях воспитательной системы вуза: автореф. дис… . канд. пед. наук. М., 2008. 24 с.
21. 21. Якунин В. А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. 160 с.
22. 22. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.
Скачать файл .pdf 344.18 кб