Главная Выпуски 2022, №2 (2)

Вопросы коммуникативных способностей в системе подготовки педагогических работников в системе среднего профессионального образования

Психологическое сопровождение обучающихся , УДК: 37.01 DOI: 10.25688/2782-6597.2022.2.2.6

Авторы

  • Сапожникова Ольга Борисовна

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы подготовки педагогических кадров на уровне среднего профессионального образования с точки зрения развития и использования коммуникативных компетенций. Обозначены изменения и факторы, влияющие на формирование коммуникативных способностей у будущих педагогов. В статье приводятся данные проведенного сравнительного исследования состояния коммуникативных способностей у педагогов и выпускников. Обозначены и возможные пути решения возникающих проблем. Цель заключается в выявлении состояния коммуникативных способностей у выпускников среднего профессионального образования. Методология и методы. В исследовании использованы такие методы, как изучение и анализ научной литературы, обобщение и анализ педагогического опыта, наблюдение. Методологической основой исследования являются структурно-системный подход к анализу и рассмотрению вопросов, касающихся подготовки педагогических кадров на уровне среднего профессионального образования. Основные результаты исследования. В работе раскрываются проблемы, связанные с коммуникативными компетенциями будущих педагогов на уровне СПО, обозначены пути решения выделенных проблем. Научная новизна. В работе на основании анализа трудов российских исследователей проводится сравнительный анализ коммуникативных способностей работающих педагогов и выпускников системы СПО. Выявлены и описаны проблемные аспекты в подготовке педагогических кадров на уровне среднего профессионального образования, обозначены пути решения этих проблем в подготовке педагогических кадров с учетом современной образовательной парадигмы. Практическая значимость. Предлагаемое автором исследование обращает внимание на имеющиеся проблемы в подготовке будущих педагогов для определения эффективных приемов и техник преодоления выявленных недостатков.

Как ссылаться

Сапожникова, О. Б. (2022). Вопросы коммуникативных способностей в системе подготовки педагогических работников в системе среднего профессионального образования , 2022, №2 (2), 57. https://doi.org/10.25688/2782-6597.2022.2.2.6
Список литературы
1. 1. Аносова Т. А., Сапожникова О. Б. Ретроспективный взгляд на инновационные педагогические технологии // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2021. № 6 (81). С. 24–29. DOI: 10.51904/2306-8329_2021_81_6_24
2. 2. Воробьева Н. А., Сапожникова О. Б. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников. М.: Интеллект-Центр, 2016. 128 с. (Педагогическая песочница).
3. 3. Воробьева Н. А. Развитие soft skills навыков как базовая составляющая воспитательной системы // К. Д. Ушинский и национальное образование: исторические уроки, идеи и современность: материалы XXV Межрег. пед. чтений, посвященных великому русскому педагогу К. Д. Ушинскому, Москва, 25 марта 2021 г. / Московск. городск. пед. ун-т. М., 2021. С. 65–67.
4. 4. Гулевич О. А. Психология межгрупповых отношений / Московск. психол.-соц. ун-т. М., 2007. 432 с.
5. 5. Дарманян А. С. Понятие коммуникативных способностей в психологии // Молодой ученый. 2019. № 33 (271). С. 105–107.
6. 6. Митина Л. М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя: учеб. пособие для практикующих психологов. Кемерово: Кемер. обл. ИУУ, 1996. 49 с.
7. 7. Огнев А. С., Лихачева Э. В., Николаева Л. П., Сапожникова О. Б. Механизмы повышения безопасности образовательной деятельности с помощью игрового психолого-педагогического моделирования // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2021. № 4. С. 3–11. DOI: 10.25586/RNU.V925X.21.04.P.003
8. 8. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”» с изм. и доп. от 25.12.2014 [Электронный ресурс]. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/01.001.pdf (дата обращения: 27.02.2022).
9. 9. Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 № 1354 (ред. от 25.03.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование» (зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2014 № 34958) [Электронный ресурс] // Сайт Сибирской региональной школы (колледжа) Анны Муратовой. URL: https://anna-muratova-school.ru/wp-content/uploads/2019/06/FGOS-44.02.04-Spetsialnoe-doshkolnoe-obrazovanie.pdf (дата обращения: 27.02.2022).
10. 10. Чозгиян О. П., Еремеева Л. И. Практико-ориентированная образовательная среда как фактор формирования субъектной профессиональной позиции у специалистов педагогического профиля // Среднее профессиональное образование. 2019. № 11. С. 6–11.