Главная Выпуски 2022, №3 (3)

Организация инклюзивной образовательной среды в системе среднего профессионального образования

СПО: история и современность , УДК: 377 DOI: 10.25688/2782-6597.2022.3.3.7

Авторы

  • Мануйлова Виктория Викторовна кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация

В статье рассмотрены ключевые аспекты создания инклюзивной образовательной среды в профессиональных образовательных организациях субъектов Российской Федерации для получения лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) среднего профессионального образования. Раскрывается алгоритм создания всех компонентов инклюзивной образовательной среды в профессиональных образовательных организациях, обеспечивающих доступность освоения программ подготовки специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих и служащих, разработанных для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. Описаны мероприятия, осуществление которых в колледжах (техникумах) субъектов Российской Федерации позволит обеспечить системность и последовательность проектирования и реализации специальных условий для инклюзивного среднего профессионального образования. Описаны компоненты, входящие в инклюзивную образовательную среду: предметно-пространственный, информационный, организационно-управленческий, программно-методический (технологический), социальный (отношения в сообществе). Рассмотрены возможности адаптации каждого компонента под потребности и особенности лиц с инвалидностью и ОВЗ, что обеспечивает системность организации доступности образовательной среды профессиональных организаций для обучающихся различных нозологических групп. Цель статьи: ознакомить читателей с проблемами создания инклюзивной образовательной среды в колледжах (техникумах). Методология и методы. Системный подход к проектированию специальных условий инклюзивной образовательной среды. Основные результаты исследования. Показаны алгоритм и перечень мероприятий, направленных на проектирование и реализацию специальных условий инклюзивного среднего профессионального образования. Научная новизна. Сведения о проектировании инклюзивной образовательной среды представляются впервые. Практическая значимость. Последовательность мероприятий (алгоритм) может использоваться практиками.

Как ссылаться

Мануйлова, В. В. (2022). Организация инклюзивной образовательной среды в системе среднего профессионального образования , 2022, №3 (3), 68. https://doi.org/10.25688/2782-6597.2022.3.3.7
Список литературы
1. 1. Богданова Т. Г., Назарова Н. М. Педагогика инклюзивного образования / под ред. Н. М. Назаровой. М., 2016. 335 с.
2. 2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: АСТ, 2005. 670 с.
3. 3. Кушнир М. Цифровая образовательная среда [Электронный ресурс] // Medium. Дата публикации: 13.06.2017. URL: https://medium.com/direktoria-online/the-digitallearning-environment-f1255d06942a (дата обращения: 18.06.2022).
4. 4. Левченко И. Ю. Результаты мониторинга специальных условий инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, В. В. Мануйлова и др. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2017. Т. 5. № 6. С. 34–40.
5. 5. Леонгард Э. И., Самсонова Е. Г., Иванова Е. А. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования: метод. пособие / Московский государственный психолого-педагогический университет. М., 2018. 278 c.
6. 6. Мануйлова В. В. Актуальные вопросы организации инклюзивного среднего профессионального образования // Гуманитарные науки. 2017. № 2 (38). С. 23–30.
7. 7. Мануйлова В. В. Моделирование образовательной среды в процессе формирования профессиональной готовности будущих специалистов к работе с детьми c ограниченными возможностями здоровья // Особые дети в обществе: сб. науч. докладов и тезисов выступлений участников I Всерос. съезда дефектологов / под ред. О. Г. Приходько, И. Л. Соловьевой. Ставрополь: Ставролит, 2015. С. 155–160.
8. 8. Мануйлова В. В. Технология проектирования инклюзивной образовательной среды в организациях среднего профессионального образования // Специальное образование. 2022. № 2 (66). С. 160–170.
9. 9. Парамонова Г. В. Использование компьютерных технологий в работе с обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2021. № 2 (88). С. 10–15.
10. 10. Приходько О. Г. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для специалистов сопровождения: учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, тьюторов социальных педагогов образовательных организаций / О. Г. Приходько, Н. М. Назарова, Е. В. Ушакова и др.; Московский городской педагогический университет. М., 2014. 102 с. (Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях).
11. 11. Приходько О. Г. Условия для получения качественного образования лицами с инвалидностью в условиях базовой профессиональной образовательной организации / О. Г. Приходько, И. Ю. Левченко, А. А. Гусейнова и др. // Среднее профессиональное образование. 2016. № 10. С. 46–51.
12. 12. Яковлева И. М. Педагогические технологии инклюзивного образования младших школьников с ограниченными возможностями здоровья // Начальная школа. 2019. № 7. С. 61–64.
13. 13. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.
14. 14. Guseynova A. A., Manuilova V. V. Organizational and methodological aspects of distance learning for children with special educational needs [Электронный ресурс] // SHS Web of Conf. Vol. 87, 2020. International Scientific and Practical Conference “Teacher Professionalism: Psychological and Pedagogical Support of a Successful Career” (ICTP 2020). URL: https://www.shsconferences.org/articles/shsconf/abs/2020/15/shsconf_ictp2020_00042/shsconf_ictp2020_00042.html (дата обращения: 18.06.2022).
15. 15. Prikhodko O. Recent trends in the development of lifelong inclusive education of persons with disabilities in the Russian Federation / O. Prikhodko, V. Manuylova, A. Huseynova et al. // Trends in the Development of Psycho-Pedagogical Education in the Conditions of Transitional Society (ICTDPP-2019). 22 November 2019. SHS Web of Conferences 70, 10007 (2019).
16. 16. Nazarova N. M. Comparative analysis of the inclusive education paradigm implementation in russia and abroad // Perspectives of Science and Education. 2020. № 2 (44). Р. 354–365.
17. 17. Grossman P. Preparing teachers for student-centered teaching: The core practices of project-based teaching / P. Grossman, C. P. Dean, S. S. Kavanagh et al. // Phi Delta Kappan. 2019. № 100 (7). P. 43–48.
18. 18. Lampert M., Graziani F. Instructional activities as a tool for teachers’ and teacher educators’ learning // The Elementary School Journal. 2009. № 109 (5). P. 491–509.
19. 19. Zierer K. Educational expertise: The concept of ‘mind frames’ as an integrative model for professionalization in teaching // Oxford Review of Education. 2015. № 41 (6). P. 782–798.
Скачать файл .pdf 370.57 кб