Главная Выпуски 2023, №3 (7)

Актуальность обращения к наследию К. Д. Ушинского в процессе профессиональной подготовки юристов

СПО: история и современность , УДК: 378:34 DOI: 10.25688/2782-6597.2023.7.3.7

Авторы

  • Румянцева Ольга Олеговна кандидат искусствоведения

Аннотация

В статье приведены примеры закономерного обращения к наследию выдающегося отечественного педагога К. Д. Ушинского при подготовке специалистов юридической сферы. Базу наблюдений составляет деятельность кафедры русского языка и культуры речи Российского государственного университета правосудия (РГУП). Целью работы является обобщение и трансляция практического опыта, накопленного названной кафедрой благодаря использованию педагогических идей и художественно-публицистических текстов К. Д. Ушинского. Методология и методы. Изыскание опирается на труды К. Д. Ушинского, а также современных авторов и содержит системно-функциональный анализ педагогического опыта; применяются методы наблюдения, описания, синтеза. Основные результаты исследования. Автором представлен учебно-воспитательный потенциал произведений К. Д. Ушинского при подготовке современных юристов. Научная новизна. Продемонстрированы возможности обращения к наследию К. Д. Ушинского в целях личностного и профессионального развития будущих юристов. В стенах РГУП это представляется особенно важным, потому что сам К. Д. Ушинский получил юридическое образование. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть полезны для организации учебно-воспитательного процесса в сфере среднего и высшего профессионального образования, а также могут быть применены в деятельности специалистов, которые связаны с юриспруденцией и педагогикой. Апробацией результатов работы стало выступление автора с докладом на ХХVII Межрегиональных педагогических чтениях «К. Д. Ушинский и русское национальное образование. Исторические уроки, идеи и современность», которые проходили в Московском городском педагогическом университете в рамках реализации проекта «Мероприятия в честь 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского».

Как ссылаться

Румянцева, О. О. (2023). Актуальность обращения к наследию К. Д. Ушинского в процессе профессиональной подготовки юристов , 2023, №3 (7), 62. https://doi.org/10.25688/2782-6597.2023.7.3.7
Список литературы
1. 1. Богуславский М. В. Мировоззрение К. Д. Ушинского // Психолого-педагогический поиск. 2014. № 2 (30). С. 27–35.
2. 2. Богуславский М. В. Наше все… Константин Дмитриевич Ушинский. К 200-летию со дня рождения творца русской национальной педагогики // Учительская газета. № 07. 14.02.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://ug.ru/nashe-vse-konstantin-dmitrievich-ushinskij/ (дата обращения: 21.03.2023).
3. 3. Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского. М.: Педагогика, 1974. 270 с.
4. 4. Горячева И. А. Учебные книги К. Д. Ушинского как образец педагогической классики. М.: Ин-т психолого-пед. проблем детства РАО, 2010. 302 с.
5. 5. Данилина Е. А. К. Д. Ушинский — преподаватель права // Проблемы современного образования. 2014. № 2. С. 25–27.
6. 6. Зажурило В. К. Ушинский в Петербурге: очерк-путеводитель. Ленинград: Лениздат, 1979. 191 с.
7. 7. Зайцев В. В. Одушевленная педагогика: феномен педагогического наследия К. Д. Ушинского. Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2018. 72 с.
8. 8. Иванов А. Н. Константин Дмитриевич Ушинский в Ярославле: исследования и документы о науч.-пед. и лит. деятельности / Яросл. гос. пед. ин-т им. К. Д. Ушинского. Архивный отд. исполкома Яросл. обл. (пром.) Совета депутатов трудящихся. Ярославль: Кн. изд-во, 1963. 492 с.
9. 9. Набиркина М. Каким наставником должен быть педагог. Интервью с и. о. вице-президента РАО, деканом факультета педагогического образования МГУ им. Ломоносова Виктором Басюком // Российская газета. Федеральный выпуск 21 марта 2023 г. № 9003. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2023/03/21/kod-uchitelia.html?ysclid=lfnzhbqapo823127747 (дата обращения: 28.03.2023).
10. 10. Наставничество [Электронный ресурс] // Глоссарий. URL: https://view.officeapps.live.com/op/view.aspx?src=http%3A%2F%2Fwww.iro.yar.ru%2Ffileadmin%-2Firo%2Fk_opip%2F2019%2Fnast-Glossarii.docx&wdOrigin=BROWSELINK (дата обращения: 21.03.2023).
11. 11. Никулищина Е. И. К вопросу о роли преподавателя высшей школы в условиях модернизации образования // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 8. М.: РГУП, 2018. 264 с.
12. 12. Новикова Л. И. Актуальные вопросы методики правового воспитания и обучения: учеб.-метод. пособие. М.: РГУП, 2017. 164 с.
13. 13. Реморенко И. М. Маятники самоопределения в педагогической антропологии К. Д. Ушинского // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2022. № 4. С. 151–168.
14. 14. Семенов Д. Д. Избр. пед. соч. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1953. 400 с.
15. 15. Светловская Н. Н. Из истории методики обучения читателя в России. М.: Мегатрон, 2000. 239 с.
16. 16. Соловьева Н. Ю. Русский язык как метапредметная составляющая при изучении дисциплины «Режиссура в педагогическом процессе» для преподавателей высшей школы // Метапредметный подход в образовании: Русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам: сб. ст. Межрегиональной науч.-практ. конф., г. Москва, 19 апреля 2018 г. / сост. О. Е. Дроздова. М.: МПГУ, 2018. С. 218–224.
17. 17. Струминский В. Я. Очерки жизни и педагогической деятельности К. Д. Ушинского. М.: Гос. учеб.-пед. изд-во М-ва просвещения РСФСР, 1960. 348 с.
18. 18. Ушинский К. Д. Детский мир и хрестоматия: в 2 ч. Ч. 1. М.: Юрайт, 2017. 207 с.
19. 19. Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы // Ушинский К. Д. Проблемы педагогики. М.: УРАО, 2002. С. 13–31.
20. 20. Ушинский К. Д. Родное слово // Ушинский К. Д. Избр. пед. соч.: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1974. С. 145–159.
21. 21. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Ушинский К. Д. Избр. соч.. М.: Юрайт, 2023. 354 с. (Антология мысли) // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/514633 (дата обращения: 29.03.2023).
22. 22. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии // Ушинский К. Д. Избр. пед. соч.: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1974. С. 228–547.
Скачать файл .pdf 429.34 кб