Главная Выпуски 2023, №4 (8)

Профессиональный полигон как модель организации наставничества в профессиональном образовании

Обновление содержания СПО , УДК: 005.963.2 DOI: 10.25688/2782-6597.2023.8.4.1

Авторы

  • Товпышка Ольга Анатольевна
  • Яруткина Нина Александровна

Аннотация

Статья посвящена проблеме наставничества в профессиональном образовании, внедрение которого в учебно-воспитательный процесс позволяет решить актуальные проблемы практикоориентированности среднего профессионального образования (СПО), успешного трудоустройства и профессиональной адаптации студентов. Приводятся результаты эмпирического исследования, показывающие ряд проблем понимания и взаимодействия, с которыми сталкиваются представители социальных партнеров и студенты в рамках наставничества, в качестве варианта их решения предлагается создание профессионального полигона как модели инновационной площадки взаимодействия, позволяющей формировать устойчивые пары «наставник – ученик» по различным профессиям и специальностям. Цель статьи: обоснование эффективности и описание модели профессионального полигона как технологии взаимодействия образовательной организации и работодателей по вопросам наставничества. Методология и методы. В исследовании использовались такие методы, как изучение и анализ нормативных документов, обобщение и анализ педагогического опыта, а также методы практического исследования, связанные с проведением анкетирования обучающихся и работодателей по вопросу наставничества. Основные результаты исследования. В ходе эмпирического исследования выявлены противоречия, препятствующие эффективной организации наставничества в СПО, предложена и описана модель профессиональных полигонов, направленная на их устранение. Научная новизна исследования. Разработана и апробирована модель профессиональных полигонов как технология взаимодействия образовательной организации и работодателей по вопросам наставничества. Практическая значимость. Материалы статьи могут быть полезными заместителям директора по воспитательной работе, преподавателям, руководителям практической подготовки студентов, работодателям для осуществления практико-ориентированного обучения студентов СПО.

Как ссылаться

Товпышка, О. А. & Яруткина, Н. А. (2023). Профессиональный полигон как модель организации наставничества в профессиональном образовании , 2023, №4 (8), 6. https://doi.org/10.25688/2782-6597.2023.8.4.1
Список литературы
1. 1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027/ (дата обращения: 01.09.2023).
2. 2. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 23 января 2020 г. № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися») [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Надежная правовая поддержка. URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-ot-23.01.2020-N-MR-42_02/ (дата обращения: 01.09.2023).
3. 3. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 4–18.
4. 4. Внедрение элементов дуального обучения в образовательный процесс профессиональных образовательных организаций: сб. организационно-метод. материалов / под ред. Л. Г. Осиповой. Кострома: Ред.-изд. отд. Костромск. областн. ин-та развития образования, 2015. 100 с.
5. 5. Игровой курс развития предпринимательских компетенций: навигатор для наставников: сб. метод. материалов по организации и проведению предпринимательских игр / под общ. ред. С. С. Гиля, М. А. Сикорской-Декановой. Казань: [б. и.], 2015. 242 с.
6. 6. Карташова О. М., Исакова О. В. Методическое наставничество: проект // Образование. Карьера. Общество. 2022. № 1. С. 35–41.
7. 7. Ковалевский В. А., Шуляк Н. В. Наставничество в системе образования: руководителям образоват. учрежд., методистам, наставникам и молодым учителям. Красноярск: Литера-принт, 2018. 98 с.
8. 8. Концепция развития наставничества в Российской Федерации: проект [Электронный ресурс] // ФГБУ «Российская академия образования». URL: http://rao.rusacademedu.ru/wp-content/uploads/2023/07/koncepcia.pdf?ysclid=lnmxyjnyhq674155022 (дата обращения: 01.09.2023).
9. 9. Нугуманова Н. Л., Яковенко Т. В. Наставничество: эффективная форма обучения: настольная книга: информационно-метод. материалы. 2-е изд., доп., перераб. Казань: ИРО РТ, 2020. 51 с.
10. 10. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений // Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1997. 938 с.
11. 11. Синягина Н. Ю, Райфшнайдер Т. Ю. Наставничество в системе образования России: практ. пособие для кураторов в образоват. организациях. М.: Рыбаков Фонд, 2016. 153 с.
Скачать файл .pdf 316.51 кб