Главная Выпуски 2023, №4 (8)

Роль письменной речи в контексте становления психологической готовности к высшему и профессиональному образованию в перспективе культурно-исторического подхода

Психологическое сопровождение обучающихся , УДК: 159.9 DOI: 10.25688/2782-6597.2023.8.4.5

Авторы

  • Кравцов Лев Геннадьевич кандидат психологических наук

Аннотация

В статье приведен анализ феномена письменной речи, выступающей таким универсальным инструментом, в процессе освоения которого существенно перестраивается ряд сложных культурных способностей человека, востребованных в контексте высшего и среднего профессионального образования. С опорой на генетический метод исследования, предложенный Л. С. Выготским, в статье раскрываются механизмы работы развитых форм мышления и сознания, органично связанные с практиками создания письменных текстов. Приводятся результаты диагностического исследования, показывающего связь некоторых сторон логического и проектного мышления студентов Института среднего профессионального образования им. К. Д. Ушинского МГПУ с развитием письменной речи. Цель статьи состоит в раскрытии не всегда очевидного образовательного потенциала письменной речи и тех психологических следствий, которые вытекают из овладения ею. Методология и методы. Основными методами исследования являются психолингвистический анализ, генетическое сопоставление, теоретическая реконструкция и экстраполяция, эмпирическая психологическая диагностика. Методологическую основу исследования составляют базовые концептуальные положения культурно-исторического подхода и логика генетического метода. Основные результаты исследования. Приводятся результаты теоретического анализа и диагностического исследования, показывающего связь некоторых сторон логического и проектного мышления студентов Института среднего профессионального образования им. К. Д. Ушинского МГПУ с развитием письменной речи. Научная новизна. С опорой на генетический метод исследования, предложенный Л. С. Выготским, в статье раскрываются механизмы работы развитых форм мышления и сознания, органично связанные с практиками создания письменных текстов. Практическая значимость. Результаты описываемого в статье исследования могут послужить поводом для переосмысления некоторых современных трендов в образовании и стать основанием для пересмотра особенностей применения письменных практик на различных этапах обучения.

Как ссылаться

Кравцов, Л. Г. (2023). Роль письменной речи в контексте становления психологической готовности к высшему и профессиональному образованию в перспективе культурно-исторического подхода , 2023, №4 (8), 63. https://doi.org/10.25688/2782-6597.2023.8.4.5
Список литературы
1. 1. Бережковская Е. Л. Проблема психологической неготовности к получению высшего образования у студентов младших курсов: метод. рекомендации. М.: Проспект, 2014. 64 с.
2. 2. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
3. 3. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
4. 4. Выготский Л. С. О психологических системах // Собр. соч.: в 6 т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982. С. 109–131.
5. 5. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собр. соч.: в 6 т. Т. 6. Научное наследство / под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1984. С. 5–90.
6. 6. Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.; Л.: Учпедгиз, 1935. 137 с.
7. 7. Кравцов Л. Г. Перспективы и трудности интеграции исследовательской и педагогической позиции в профессиональной деятельности педагога [Электронный ресурс] // Организационная психолингвистика. 2021. № 2 (14). С. 57–73.
8. 8. Кравцов Л. Г. Психологические средства управления мышлением в структуре научного понятия: дис. … канд. психол. наук: 19.00.01. М.: [б. и.], 2002. 175 с.
9. 9. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
10. 10. Лурия А. Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. М.: Academia, 2002. 345 с.
11. 11. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / сост., новая ред. пер. с фр., коммент Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова. М.: Педагогика-Пресс, 1994. 526 c.
12. 12. Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. М.: ИНТОР, 1998. 110 с.
Скачать файл .pdf 631.65 кб