Авторы
- Силкин Роман Сергеевич кандидат педагогических наук
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы содержания примерных программ воспитания профессиональных образовательных организаций. Делается вывод о недостаточной выраженности в них профессиональной составляющей, в связи с чем предлагается вернуться к ранее разработанной, но практически мало
использовавшейся концепции профессионального воспитания, актуализировать ее с учетом современных реалий среднего профессионального образования, планировать и реализовывать воспитательную работу с ее учетом. Цель статьи: изучение и обоснование возможности и целесообразности внедрения профессионального воспитания в практику работы профессиональных образовательных организаций. Методология и методы: анализ научно-педагогической литературы, нормативных документов; анализ функционирования образовательных организаций среднего профессионального образования. Основные результаты исследования. Обоснована необходимость совершенствования примерных программ воспитания по укрупненным группам профессий и специальностей среднего профессионального образования на основе разработки и внедрения программ профессионального воспитания; предложен перечень дескрипторов, описывающих личностные результаты профессионального воспитания; выявлены противоречия, которые необходимо преодолеть при реализации программ профессионального воспитания. Научная новизна исследования. Обоснована актуальность внедрения профессионального воспитания в практику воспитательной работы профессиональных образовательных организаций с учетом новых вызовов и перспектив развития системы среднего профессионального образования. Практическая значимость. Результаты научной работы могут быть использованы при разработке и реализации программ воспитания профессиональных образовательных организаций с учетом расширения профессионального компонента программ.
Как ссылаться
Силкин, Р. С. (2024). Воспитание в организациях среднего профессионального образования — от личностных результатов к концепции профессионального воспитания , № 2 (10), 55. https://doi.org/10.25688/2782-6597.2024.10.2.5
Список литературы
1.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022 № 642-ФЗ) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: электронная справочная правовая система. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/?ysclid=ltpr8lepju441658198 (дата обращения: 11.03.2023).
2.
2. Примерные рабочие программы воспитания [Электронный ресурс] // Портал федеральных учебно-методических объединений в среднем профессиональном образовании. URL: http://fumo-spo.ru/?p=search&searchtxt=%EF%F0%EE%E3%F0%E0%EC
%EC%E0+%E2%EE%F1%EF%E8%F2%E0%ED%E8%FF (дата обращения: 11.03.2023).
3.
3. Программа воспитания ГБПОУ «Ленский технологический техникум» [Электронный ресурс]. URL: https://lensktekh.ru/educational_work.html (дата обращения: 11.03.2023).
4.
4. Программа воспитания ГБПОУ «Нижегородский техникум городского хозяйства и предпринимательства» [Электронный ресурс]. URL: https://ntghip.ru/vospitatelnaya-rabota/programma-vospitaniya (дата обращения: 11.03.2023).
5.
5. Программа воспитания ГАПОУ ТО «Тобольский многопрофильный техникум» [Электронный ресурс]. URL: https://tmt-72.ru/doc/category_educational_work/3/10-31-6523902bac11a.pdf (дата обращения: 11.03.2023).
6.
6. Программа воспитания ГБПОУ «Дмитровский техникум» [Электронный ресурс]. URL: https://dmitrovt.ru/wp-content/uploads/2021/08/Programma-vospitaniya-Dmitrovskij-tehnikum.pdf (дата обращения: 11.03.2023).
7.
7. Концепция профессионального воспитания (принята на заседании ученого совета университета: протокол от 26.10.2009 г. № 3/331) [Электронный ресурс] / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург: РГППУ, 2009. 24 с. // Российский государственный профессионально-педагогический университет: официальный сайт. URL: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/22282 (дата обращения: 11.03.2023).
8.
8. Программы воспитания. ФГБОУ «Институт развития профессионального образования» [Электронный ресурс]. URL: https://firpo.ru/activities/upbringing-programms/(дата обращения: 11.03.2023).
9.
9. Блинов В. И. Воспитательная деятельность в СПО — перезагрузка 2021 [Электронный ресурс]: материалы Первого Всерос. образоват. форума «Система СПО — время современных перемен». М.: [б. и.], 2021 // Информио: электронное периодическое издание. URL: https://www.informio.ru/publications/id6383/Vospitatelnajadejatelnost-v-SPO-perezagruzka-2021 (дата обращения: 11.03.2023).
10.
10. Что такое воспитание в современном среднем профессиональном образовании? [Электронный ресурс] / В. И. Блинов [и др.] // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 2. С. 4–14. URL: https://admin.po-rt.ru/uploads/2111_da818b4a33.pdf (дата обращения: 11.03.2023).
11.
11. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Базовые ценности профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 1. С. 4–15. URL: https://admin.po-rt.ru/uploads/1957_7c14484263.pdf (дата обращения: 11.03.2023).
12.
12. Борытко Н. М. Система профессионального воспитания в вузе: учеб.-метод. пособие. М.: АПКиПРО, 2005. 120 с.
13.
13. Дьяченко Н. Н. Профессиональное воспитание учащейся молодежи. М.: Высш. шк., 1978. 216 с.
14.
14. Исаев И. Ф. Интегративная модель профессионального воспитания в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования [Электронный ресурс] // Новые горизонты профессионального образования: сб. материалов XII Междунар. конгресса-выставки «Global Education — образование без границ» (Москва, 18–19 дек. 2018 г.). URL: https://spo.gapm.ru/сборник-материалов-новые-горизонты-п/ (дата обращения: 11.03.2023).
15.
15. Кондаков А. М., Сергеев И. С. Воспитание как зеркало общественных противоречий: новые факты в пользу старой истины [Электронный ресурс] // Учительская газета. 2021. 5 октября. № 40. URL: https://ug.ru/vospitanie-kak-zerkalo-obshhestvennyhprotivorechij-novye-fakty-v-polzu-staroj-istiny/ (дата обращения: 11.03.2023).
16.
16. Профессиональная педагогика: учебник для студ., обучающихся по пед. специальностям и направлениям / под ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова. 3-е изд., перераб. М.: Эгвес, 2009. 456 с.