Главная Выпуски № 1 (13)

Значимость формирования читательской грамотности детей младшего школьного возраста как базового навыка функциональной грамотности

Обновление содержания СПО , УДК: 371; 373 DOI: 10.24412/2782-6597-2025-113-14-22

Авторы

  • Дугин Максим Алексеевич

Аннотация

В статье рассматриваются основные вопросы деятельности будущего учителя начальных классов по формированию читательской грамотности детей младшего школьного возраста. Дается подробное описание читательской грамотности как базового навыка функциональной грамотности. Обосновывается актуальность владения навыком формирования читательских умений у младших школьников для учителя начальных классов. Разъясняются основные подходы к организации работы учителя начальных классов по формированию функциональной грамотности учащихся. Цель статьи заключается в описании основ формирования читательской грамотности как базового навыка функциональной грамотности. Методология и методы. Методологическую основу статьи составляют труды Г. Ф. Гапляновой, Н. П. Пановой, Т. В. Матвеенко. Методы: ретроспективный анализ научно-педагогической литературы; системно-функциональный анализ педагогического опыта. Основные результаты исследования. Раскрыто смысловое содержание понятия читательской грамотности как базового навыка функциональной грамотности, а также способов ее формирования при обучении детей младшего школьного возраста. Научная новизна. Конкретизирована сущность реализации подходов по формированию функциональной грамотности младших школьников за счет развития конкретных читательских умений, а также значимость подготовки будущих учителей начальной школы к осуществлению данной функции. Практическая значимость. Описываются методы и подходы, которые помогут педагогам развивать у учеников навыки осмысленного чтения, анализа текста и критического мышления. Подчеркивается, что с учетом требований ФГОС читательская грамотность становится неотъемлемой частью образовательного процесса и основой для дальнейшего освоения других предметов и видов грамотности. Обсуждаются также возможности развития творческих способностей и самостоятельности учащихся через эффективные практики чтения и работы с текстами.

Как ссылаться

Дугин, М. А. (2025). Значимость формирования читательской грамотности детей младшего школьного возраста как базового навыка функциональной грамотности , № 1 (13), 14. https://doi.org/10.24412/2782-6597-2025-113-14-22
Список литературы
1. 1. Кислюнина Н. А. Читательская грамотность как системообразующий компонент функциональной грамотности // Проблемы и перспективы развития начального образования: материалы IV Всероссийской науч.-практ. конференции (Нижний Новгород, 18 апреля 2024 года). Нижний Новгород: Нижегор гос. пед. ун-т им. К. Минина, 2024. С. 93–96.
2. 2. Круглова Е. Н. Читательская грамотность как важнейший индикатор функциональной грамотности // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 1. С. 128–132. https://doi.org/10.17513/snt.39509
3. 3. Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. Становление читательской грамотности, или Новые похождения Тяни-Толкая // Вопросы образования. 2015. № 1. С. 284–300. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2015-1-284-300
4. 4. Читательская грамотность современного школьника: сб. лучших практик / отв. ред. В. И. Громова. Саратов: СОИРО, 2021. 224 с.
5. Библиографический список 1. Качурина О. Л. Приемы формирования читательской грамотности как компонента функциональной грамотности младших школьников // Кубанская школа. 2021. № 2. С. 43–48.
6. 2. Матвеенко Т. В. Приемы формирования читательской грамотности как компонента функциональной грамотности у младших школьников // Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития: материалы региональной науч.-практ. конференции (Красноярск, 28–29 апреля 2022 года). Красноярск: Красноярский гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2022. С. 39–41.
Скачать файл .pdf 260.57 кб