Авторы
- Казакова Ирина Сергеевна кандидат педагогических наук
- Миньяр-Белоручева Евгения Юлиановна
- Емельяненко Марина Станиславовна
- Герасименко Светлана Викторовна кандидат педагогических наук
- Воробьева Наталья Александровна кандидат педагогических наук, доцент
- Никитина Элеонора Константиновна кандидат педагогических наук
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы совершенствования компетенций при проектировании образовательных программ, раскрывается понятие образовательные
результаты» в контексте реализации компетентностного подхода к подготовке педагогических кадров. Поскольку образовательные программы среднего профессионального педагогического образования и высшего образования характеризуются как преемственные, то и заданные образовательные результаты можно рассматривать как целостное единство компетенций и трудовых функций, распределенных по уровням педагогического образования в виде этапов достижения заданных образовательных результатов. В связи с чем в статье описаны инструменты достижения образовательных результатов при проектировании преемственных образовательных программ подготовки педагогических кадров в системе среднего профессионального образования.
Цель. В статье представлено описание направлений новых моделей образовательных результатов при проектировании образовательной программы СПО на основе преемственности среднего профессионального и высшего образования. Методологическую основу статьи составляют труды А. В. Хуторского, Б. В. Авво,
А. Г. Бермуc, М. Н. Гладкова, О. И. Ваганова и др. о компетентностном подходе в образовании и образовательных результатах. В исследовании использованы такие методы, как изучение и анализ научной литературы, обобщение и анализ педагогического опыта. Основные результаты исследования. В статье раскрываются новые подходы к проектированию образовательных результатов при реализации «Ядра среднего профессионального педагогического образования». Научная новизна заключается в том, что обозначены направления построения новых моделей проектирования образовательных результатов на основе компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании, а также определены принципы преемственности образовательных результатов на уровнях среднего профессионального и высшего образования. Практическая значимость. Предлагаемая структура построения основной образовательной программы на основе реализации «Ядра среднего профессионального педагогического образования» позволяет реализовывать новые подходы к проектированию образовательных результатов.
Как ссылаться
Казакова, И. С., Миньяр-Белоручева, Е. Ю., Емельяненко, М. С., Герасименко, С. В., Воробьева, Н. А. & Никитина, Э. К. (2022). Новые модели проектирования образовательных результатов в соответствии с «Ядром среднего профессионального педагогического образования» , 2022, №4 (4), 60. https://doi.org/10.25688/2782-6597.2022.4.4.6
Список литературы
1.
1. Бермус, А. Г. Управление качеством профессионально-педагогического образования: дис. … д-ра пед. наук. Ростов н/Д., 2003. 430 с.
2.
2. Ваганова, О. И., Кутепова, Л. И., Гладкова, М. Н., Гладков, А. В., Дворникова, Е. И. Разработка средств оценки образовательных результатов обучающихся вуза // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11–1. С. 134–136.
3.
3. Воробьева, Н. А. Трансформация подходов к подготовке педагогов на уровне среднего профессионального образования // Вестник МГПУ. Серия: Современный колледж. 2022. № 1 (1). С. 8–18.
4.
4. Казакова, И. С., Миньяр-Белоручева, Е. Ю., Емельяненко, М. С., Калинин, А. С., Герасименко, С. В., Воробьева, Н. А., Никитина, Е. К. Ядро среднего профессионального педагогического образования в структуре подготовки педагогических кадров // Вестник МГПУ. Серия: Современный колледж. 2022. № 2 (2). С. 6–17.
5.
5. Методические рекомендации о реализации «Ядро среднего профессионального педагогического образования» в образовательных организациях, ведущих подготовку педагогических кадров / И. С. Казакова, М. С. Емельяненко, С. В. Герасименко, Н. А. Воробьева, Э. К. Никитина, А. С. Бахтов. М.: ФГБОУ ДПО ИРПО, 2022. 36 с. URL: https://firpo.ru/netcat_files/26/75/h_5f207bc24d021c1b593c97d99674e8c9 (дата обращения: 03.10.2022).
6.
6. Концепция практико-ориентированного профессионального образования в педагогических колледжах / Н. Н. Михайлова, О. Ф. Рудой, Н. А. Воробьева, Н. Н. Михайлова. М.: Академия профессионального образования, 2011. 68 с. (Инновации в профессиональной школе: Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица».)
7.
7. Перевощикова, Е. Н. Образовательные результаты в подготовке будущего педагога и средства оценки их достижения // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10. № 1 (38). С. 1–19.
8.
8. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. № АЗ–1100/08 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования»)») // ЮИС Легалакт. URL: https://legalacts.ru/doc/pismominprosveshchenija-rossii-ot-14122021-n-az-110008-o-napravlenii/ (дата обращения: 03.10.2022).
9.
9. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 28 апреля 2022 г. № АБ–1197/05 «О направлении документов “Ядро среднего профессионального педагогического образованияˮ (вместе с «Методическими рекомендациями по подготовке кадров по программам среднего профессионального педагогического образования на основе единых подходов к их структуре и содержанию (“Ядро среднего профессионального педагогического образованияˮ)») // ЮИС Легалакт. URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-28042022-n-ab-119705-o-napravlenii/ (дата обращения: 03.10.2022).
10.
10. Приказ от 8 ноября 2021 г. № 800 и письмо Минпросвещения от 7 сентября 2022 г. № 05–1556 «О направлении информации по вопросам организации и проведения ГИА в 2023 г.» // Электронный справочник «Информио». URL: https://suz.informio.ru/files/directory/documents/2022/09/05_1566_ot_07_09_2022.pdf (дата обращения: 03.10.2022).
11.
11. Профессиональный стандарт педагога // КонсультантПлюс. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 03.10.2022).
12.
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 июля 2022 г. № 1688-р «Об утверждении Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года» // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/76083.html/ (дата обращения: 03.10.2022).
13.
13. Ребрин, О. И. Использование результатов обучения при проектировании образовательных программ. Екатеринбург: Ажур, 2013. 31 с.
14.
14. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступившими в силу с 13 июля 2021 г. и с 1 сентября 09.2021 г.); (ред. от 16 апреля 2022 г.) // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 03.10.2022).
15.
15. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2 (1325). С. 58–64.
16.
16. Шитякова, Н. П., Верховых, И. В. Определение образовательных результатов основной профессиональной образовательной программы как условие объективной оценки качества образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2018. Т. 10. № 3. С. 15–23.
17.
17. Шишов, С. Е., Агапов, И. Г. Компетентностный подход к образованию как необходимость // Мир образования — образование в мире. 2005. № 4 (20). С. 41–45.
18.
18. Dugin, M. A. The transformation of secondary vocational educational system — modern requests and needs // Вестник МГПУ. Серия: Современный колледж. 2022. № 2 (2). P. 18–27.
19.
19. Nikitina, E. K., Gakova, E. V. Competency-based approach to effective performance of future competent and creative translators of professionally oriented texts // European Scientific Journal. 2014. Vol. 10. № 8. P. 259–264.