Главная Выпуски № 3 (11)

Актуализация исследования инновационной гуманитарной среды профессионального образования современного колледжа: аксиологические аспекты

Обновление содержания СПО , УДК: 377.3.016:811.111

Авторы

  • Буланкина Надежда Ефимовна доктор философских и педагогических наук, доцент
  • Смирнов Юрий Алексеевич
  • Ширинян Марине Витальевна

Аннотация

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что в инновационной гуманитарной среде современных колледжей важным компонентом учебных программ становятся речевая и коммуникативная составляющие, а овладение коммуникативными навыками требует от педагогов пристального внимания к орга низационно-педагогическому и методическому сопровождению образовательного процесса. Цель статьи: предложить апробированную структурно-содержательную ценностную модель информационно-образовательной среды позитивного взаимодействия участников по направлению «Иностранные языки». Методология и методы. Содержание авторского курса по общеобразовательной дисциплине «Иностранные языки» строится на основе учебно-методического комплекта (УМК) «English. Английский язык»1, предназначенного для студентов среднего профессионального образования (СПО), методическую концепцию которого составляет база материалов современных российских и зарубежных исследований по формированию коммуникативной компетенции обучающихся в условиях безопасной коммуникативной образовательной среды. К методам исследования относятся интеграция теории и практики, анализ и синтез личного опыта в контексте отбора образовательного материала, учета мотивации и потребностей обучающихся, интерактивности, вариативности, преемственности, научности, сознательности, историзма, доступности дидактического материала, индивидуального подхода в обучении и воспитывающего обучения. Основные результаты исследования. Успешная реализация целей курса обусловлена разработкой и внедрением в учебный процесс структурно-содержательной модели обучения иностранным языкам, включающей в себя авторскую программу курса, базовую авторскую методику, неразрывно связанную с современными исследованиями вопросов совершенствования методологии исследования в организационно-педагогическом и научно-методическом аспектах в рамках культуротворческой/культуросозидающей миссии гуманитарного образования. Научная новизна исследования видится в значимости развития методологии исследовательского поиска в рамках гуманистической парадигмы иноязычного образования. Практическая значимость заключается в показе необходимости расширения границ изучения иностранных языков и иных культур в рамках образовательных программ СПО. В заключение сформулированы основные выводы относительно необходимости системного сопровождения формирования речевой и коммуникативной компетенций обучающихся. Проанализирован масштаб влияния макросреды на образовательную систему посредством исследований в различных гуманитарных областях науки. Подчеркивается значимость новых векторов в образовании в контексте гуманистических ценностей по дисциплине «Иностранные языки» и отражении этих векторов в данном УМК. Выделяется корреляция заданий УМК с профессиональной направленностью программ СПО, а также позитивный опыт использования данного УМК в образовательном процессе. Отмечается целесообразность применения методической модели обучения с опорой на ведущие принципы построения и проведения авторского курса в рамках учебной литературы нового поколения.

Как ссылаться

Буланкина, Н. Е., Смирнов, Ю. А. & Ширинян, М. В. (2024). Актуализация исследования инновационной гуманитарной среды профессионального образования современного колледжа: аксиологические аспекты , № 3 (11),
Список литературы
1. 1. Барышников Н. В. Методическое творчество учителя иностранных языков // Иностранные языки в школе. 2023. № 6. С. 6–14.
2. 2. Буланкина Н. Е., Ширинян М. В. Методология и технология формирования коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2024. № 1. С. 146–168.
3. 3. Буланкина Н. Е. Культурное самоопределение личности в поликультурном мире новых вызовов и новой ответственности педагога-наставника // Психология образования в поликультурном пространстве. 2023. № 4. С. 62–72.
4. 4. Буланкина Н. Е., Кондратенко А. П. Лингвострановедческие аспекты качественно продвинутого урока в современной школе. Формирование трех основных языков средневековья в Европе // Сибирский учитель. 2014. № 3. С. 67–71.
5. 5. Просвещение. Иностранные языки. [Электронный ресурс]. URL: https://iyazyki.prosv.ru (дата обращения: 21.05.2024).
6. 6. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 222 с.
7. 7. Знакомьтесь: новый УМК по английскому языку для студентов I курса СПО / сост. Е. Ю. Смирнова [Электронный ресурс] // Просвещение. Иностранные языки. URL: https://iyazyki.prosv.ru/2024/02/english-for-specific-purposes_new-book-forbeginners/ (дата обращения: 05.06.2024).
8. 8. Иванова С. В. Тектолого-гуманистические основания образовательного процесса (философско-методологический анализ): дис. … д-ра филос. наук: 09.00.11.М.: [б. и.], 2007. 336 с.
9. 9. Иванова С. В., Иванов О. Б. Актуальные вопросы совершенствования методологии исследования образовательного пространства // Ценности и смыслы. 2023. № 3 (85). С. 61–73.
10. 10. Колесников А. А. Принципы интеллектуально ориентированного языкового образования // Иностранные языки в школе. 2023. № 2. С. 7–16.
11. 11. Леонтьев А. А. Мир человека и мир языка. М.: Детская литература, 1984. 250 с.
12. 12. Лурия А. Р. Язык и сознание. СПб.: Питер, 2022. 420 с.
13. 13. Медкова Е. С. Влияние формируемой стилем эпохи художественно-творческой среды на традиционное прикладное искусство в контексте преподавания дисциплины «История искусств» // Вестник МГПУ. Серия «Современный колледж». 2024. № 2 (10). С. 6–22.
14. 14. Методика преподавания общеобразовательной дисциплины «Иностранный язык» [Электронный ресурс] // ФГБОУ ДПО ИРПО. URL: https://firpo.ru/activities/projects/razrabotka-i-vnedreniye-metodik-prepodavaniya/ (дата обращения: 21.05.2024).
15. 15. Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования (утв. Министерством просвещения РФ 14 апреля 2021 г.) [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400564052/?ysclid=lub8csy33f998513168 (дата обращения: 23.05.2024).
16. 16. Обновление содержания среднего профессионального образования [Электронный ресурс] // ФГБОУ ДПО ИРПО. URL: https://firpo.ru/activities/projects/obnovleniesoderzhaniya-srednego-professionalnogo-obrazovaniya/?ysclid=lvb1p0easm381881210 (дата обращения: 21.05.2024).
17. 17. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.08.2022 № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (зарегистрирован 21.09.2022 № 70167) [Электронный ресурс] // Официальное опубликование правовых актов. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209220002 (дата обращения: 21.05.2024).
18. 18. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. URL: https://base.garant.ru/70188902/?ysclid=lub84rzlhd397520404 (дата обращения: 21.05.2024).
19. 19. Приказ Министерства просвещения РФ от 23.11.2022 № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405897653/?ysclid=lub85o7ls4761097040 (дата обращения: 21.05.2024).
20. 20. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.02.2024 № 119 «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 858 “Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установления предельного срока использования исключенных учебников”» (зарегистрирован 22.03.2024 № 77603) [Электронный ресурс] // Официальное опубликование правовых актов. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202403220023?ysclid=lub7zqlsrz579958866 (дата обращения: 22.05.2024).
21. 21. Примерные рабочие программы ОД «Иностранный язык» для профессиональных образовательных организаций (варианты 1–3) [Электронный ресурс] // СПО ЛАБ. URL: https://spo-lab.ru/soospo/4?ysclid=luc6ypn7hd825612451 (дата обращения: 23.05.2024).
22. 22. Программа внедрения Методической системы преподавания (методики преподавания, примерной рабочей программы, примерного учебно-методического комплекса, методических рекомендаций по организации обучения) общеобразовательной дисциплины «Иностранный язык» [Электронный ресурс] // ФГБОУ ДПО ИРПО. URL: https://firpo.ru/netcat_files/353/665/h_80a71805a1d66ca33efd186ec9b3a4b5 (дата обращения: 23.05.2024).
23. 23. Силкин Р. С. Воспитание в организациях среднего профессионального образования — от личностных результатов к концепции профессионального воспитания // Вестник МГПУ. Серия «Современный колледж». 2024. № 2 (10). С. 55–67.
24. 24. Смирнова Е. Ю., Смирнов Ю. А. English. Английский язык: Student’s Book; базовый уровень; учебник СПО. Москва: Просвещение, 2024, 256 с.
25. 25. Смирнова Е. Ю., Смирнов Ю. А. Мое будущее в России: основные подходы к организации учебных занятий по английскому языку (с новым учебно-методическим комплектом для студентов I курсов образовательных организаций среднего профессионального образования) // Сибирский учитель. 2023. № 4. С. 24–29.
26. 26. Соколков Е. А., Кондратенко А. П., Буланкина Н. Е. Проблемы интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания в современном образовании: коллективная монография. М.: Университетская книга, 2008. 192 с.
27. 27. Сысоев П. В., Филатов Е. М., Сорокин Д. О. Обратная связь в обучении иностранному языку: от информационных технологий к искусственному интеллекту // Язык и культура. 2024. № 65. С. 242–261. DOI: 10.17223/19996195/65/11
28. 28. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: электронная справочная правовая система. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 21.05.2024).
29. 29. Цетлин В. С. Предупреждение неуспеваемости учащихся. М.: Знание, 1989. 80 с. (Педагогика и психология. № 11).
30. 30. Цетлин В. С. Грамматический разбор при обучении французскому языку // Иностранные языки в школе. 2010. № 4. С. 35–40.
Скачать файл .pdf 682.71 кб