Главная Выпуски 2022, №2 (2)

Некоторые вопросы профессиональной ориентации обучающихся с НОДА

Современные технологии подготовки кадров , УДК: 37.01 DOI: 10.25688/2782-6597.2022.2.2.4

Авторы

  • Левченко Ирина Юрьевна доктор психологических наук, профессор

Аннотация

В статье представлена характеристика обучающихся с НОДА и освещены вопросы профессиональной ориентации тех школьников, которые не имеют интеллектуальных нарушений и обучаются по АООП варианты 6.1 и 6.2. Отмечается наличие неадекватных профессиональных намерений у обучающегося с НОДА, а также необъективность родительских установок. Описаны этапы профориентационной работы с молодыми людьми с двигательными нарушениями. Цель статьи: ознакомить читателей с проблемами профессионального выбора обучающихся с двигательными нарушениями. Методология и методы: личностно ориентированный подход к диагностике и коррекции профессиональных намерений; авторские методики изучения профессиональных намерений. Основные результаты исследования. Показаны особенности профессионального выбора обучающихся с двигательными нарушениями и пути профориентационной работы с ними. Научная новизна. Сведения об особенностях профессионального выбора лиц с двигательной патологией представляются впервые. Практическая значимость. Рекомендации к профориентационной и профконсультационной работе могут использоваться практиками.

Как ссылаться

Левченко, И. Ю. (2022). Некоторые вопросы профессиональной ориентации обучающихся с НОДА , 2022, №2 (2), 38. https://doi.org/10.25688/2782-6597.2022.2.2.4
Список литературы
1. 1. Гусейнова А. А. Специальные условия получения образования обучающимися с тяжелыми (множественными) нарушениями развития // Проблемы реализации ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья: сб. ст. по материалам круглого стола / сост.: И. Ю. Левченко, А. С. Павлова, М. В. Шешукова. 2016. С. 47–54.
2. 2. Ковалёв В. В. Психиатрия детского возраста (руководство для врачей). М.: Медицина, 1979. 607 с.
3. 3. Левченко И. Ю., Приходько О. Г., Гусейнова А. А., Мануйлова В. В. Инклюзивное образование: специальные условия включения обучающихся с ОВЗ в образовательное пространство: учеб. пособие. М.: Национальный книжный центр, 2018. 110 с. (Специальная психология).
4. 4. Левченко И. Ю. Личностные аспекты профессиональной ориентации старшеклассников с инвалидностью // Непрерывное инклюзивное образование: теория, история, методология: материалы XI Междунар. теор.-метод. семинара. 2019. С. 165–171.
5. 5. Леонгард Э. И., Самсонова Е. Г., Иванова Е. А. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования: метод. пособие / Московский государственный психолого-педагогический университет. М., 2018. 278 c.
6. 6. Назарова Н. М. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений: в 3 т. Т. 2. Общие основы специальной педагогики. М.: Академия, 2008. 352 с.
7. 7. Нарушевич В. В., Федоров А. В. К вопросу о необходимости внедрения дистанционного образования в среде детей-инвалидов и молодых инвалидов Санкт-Петербурга // Высшее образование инвалидов: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 12 апреля 2000 г., РГПУ им. А. И. Герцена. СПб.: Эксперт, 2000. С. 34–36.
8. 8. Организация профориентационной и профконсультационной работы: учеб.-метод. пособие / под ред. В. А. Щегорцева. М., 1998. 145 с.
9. 9. Педагогика инклюзивного образования / Т. Г. Богданова, А. А. Гусейнова, Н. М. Назарова; под ред. Н. М. Назаровой. М., 2016. 335 с. (Высшее образование: Бакалавриат).
10. 10. Профессиональная ориентация инвалидов и лиц с ОВЗ в системе многоуровневого образования: организационные и методические аспекты: материалы Всерос. науч.-практ. конф., г. Москва, 18 ноября 2016 г. / сост.: В. Д. Байрамов, Н. А. Ореховская; Московский государственный гуманитарно-экономический университет. М., 2016. 847 с.
11. 11. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73674537/ (дата обращения: 17.10.2020).
12. 12. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2014 № 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности» [Электронный ресурс] // СПС «Контур.Норматив». URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=385017 (дата обращения: 09.10.2014).
13. 13. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 17.10.2020).
14. 14. Chvojka M., Mlynarcik L., Schmiedt P. Progr. zlievaren. technol. a metallurgy. Konf., ZlataIdka. P. 84 (May 29–31, 2009).
15. 15. Guseynova A. A., Manuilova V. V. Organizational and methodological aspects of distance learning for children with special educational needs [Электронный ресурс] // SHS Web of Conf. Vol. 87, 2020. International Scientific and Practical Conference «Teacher Professionalism: Psychological and Pedagogical Support of a Successful Career» (ICTP 2020). URL: https://www.shs-confe ences.org/articles/shsconf/abs/2020/15/shsconf_ictp2020_00042/shsconf_ictp2020_00042.html (дата обращения: 23.12.2020).
Скачать файл .pdf 331.34 кб